Упряжь для лошади: что такое сбруя для коня, какие виды бывают?


Сбруя или упряжь для лошади является специальным комплексом приспособлений и ремней, надеваемых на корпус животных для запрягания в повозке, а также для управления ездой. В основном под сбруей подразумеваются конская упряжь. Упряжь, пребывая на корпусе при соприкосновении с телом, передает непосредственное тягловое усилие животного для повозки. Собственно благодаря этому, ошибочно подобранные или подогнанные упряжи неравномерно распределят давление и вызовут не одни лишь сложности при езде, но также и причинят болезненные и дискомфортные ощущения животным. Кроме того, неправильная затяжка ремней может вызвать ожоги в мягких тканях, натертости и прочие повреждения, из-за чего животное потеряет работоспособность.

Каждая часть упряжи должна отличаться прочностью, универсальностью, а также легкостью, простой в процессе ухода и ремонта. Поскольку чаще всего сбруя изготавливается из особой мягкой сыромятной кожи, то к ней требуется определенный уход. Следует знать, что от качества ремней зависит безопасность езды.

Кстати, после работы, пропитанные потом упряжи, развешивают на специальных вешалках или деревянных костылях в сухих хорошо проветриваемых местах. После полного просушивания все ремни необходимо смазать с помощью технического масла или жира.

Перед тем как запрячь лошадь, нужно провести внимательный осмотр сбруи, обследовать каждую часть упряжи, цельность всех ремней. Также убедиться в исправном состоянии защелок и пряжек. Кроме того, проверяют все ремни, которые приходят в соприкосновение с телом животных, чтобы убедиться в отсутствии заломов или загрязнений.

Основные части сбруи для коня и виды упряжек

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного. Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

История появления сбруи

Первую конную упряжь изобрели за несколько тысячелетий до нашей эры. Простая и примитивная конструкция создавалась для крепления к колесам повозки. На территории Казахстана были найдены первые примитивные предметы конской амуниции, свидетельствующие о желании человека использовать лошадиную силу в хозяйстве.

Считается, что персы первыми использовали 4 коней для запряжки в закрытые повозки. С того времени начали мастерить конскую амуницию, которая могла бы позволить равномерно распределять нагрузку во время езды. Появилась потребность в дополнительных украшениях.

Древние греки с большим вниманием относились ко всем элементам сбруи лошадей. Украшения конской упряжи считались показателем достатка и успеха. Римляне использовали колесницы, конструкции которых были простыми. Детали сбруи украшали золотом и драгоценными камнями.

Только в Средние века стали рассматривать упряжки как средство передвижения. Украшения использовались мало. Больше внимания уделялось прочности и функциональности упряжи.

В начале 17 в., претерпевая ряд изменений, сбруя приобрела окончательный вид современного образца. Мода на украшения конской амуниции вернулась в середине 19 в., когда на улицах городов появились кареты и экипажи. Традиция украшать сбрую бубенчиками сохранилась до наших дней.

Сегодня гужевой транспорт окончательно вытеснили автомобили. В некоторых странах мира конки и омнибусы содержат для туристов. Сегодня лошадей используют в спорте, для развлечений, в частном хозяйстве.

Что такое упряжь?

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

  • пары клещей;
  • подушки;
  • двух гужей;
  • хомутины;
  • покрышки;
  • супони;
  • горты;
  • подкладки.

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Отрывок, характеризующий Сбруя

– Завтра эскадрон наш назначен в резервы; позвольте вас просить прикомандировать меня к 1 му эскадрону. – Как фамилия? – Граф Ростов. – А, хорошо. Оставайся при мне ординарцем. – Ильи Андреича сын? – сказал Долгоруков. Но Ростов не отвечал ему. – Так я буду надеяться, ваше сиятельство. – Я прикажу. «Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу». Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l’empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий: «Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации. Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня. Наполеон». В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали. Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.

Виды лошадиной сбруи

Упряжь для лошадей классифицируют по двум признакам: предназначение и количество коней, на которых рассчитан комплект. По назначению сбрую делят на выездную, транспортную, сельскохозяйственную и для конной армии. Естественно, последний вариант сейчас не используется, а остался в музейных архивах. Выездные и транспортные экипажи, как правило, многолошадные. Сельхозупряжки бывают на одну и две лошади. По количеству коней упряжки делят на одиночные, двуконные и многолошадные.

Одноконная — самый распространённый тип конской упряжи — создана для 1 животного. Бывает с дугой и без. В бездуговом варианте упряжки всю тяжесть повозки несёт на себе шлея. Обязательно имеются оглобли, горты из кожаных ремней, хомута и удила с прикрепленными вожжами. Зачастую применяют короткие оглобли, которые крепятся к лошадям не к хомуту, как обычно, а к седелке.

Элементы сбруи верховой лошади

Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:

  • Узда с удилами — главный элемент управления лошадью. В составе конструкции несколько ремней: суголовный, налобный, щёчный, подбородный, намордный. К ним крепятся удила с двумя кольцами, грызла и поводья с темляком. Распространённые виды удил: трензель, мундштук, пелям;
  • Трензель — состоит из грызла и двух колец. За кольца трензель крепится к щечным ремешкам уздечки;
  • Мундштук — удила со специфическими боковыми «щечками», которые оказывают усиленное действие на рот животного. Мундштуки усилены цепочкой, пристёгивающейся за крючочки так, чтобы охватывать нижнюю челюсть коня. Используется при манежной езде для тонкого управления конём;
  • Пелям — это тот же мундштук, но снабжённый подвижным грызлом. Действует на рот коня слабее, чем мундштук, но сильнее, чем трензель;
  • Для крестьян, путешественников и конного полка было очень важно здоровье и работоспособность коней, поэтому на ночь их прикрывали попоной. Зимние попоны изготовляются из флиса, шерсти с синтепоновой подкладкой. Летние попоны делают из хлопка, сетки (против мух);
  • Вальтрап (покрывало под седло) — исторический элемент конных полков. Назначение — защита спины коней от повреждения седлом. Кроме того, в России он был украшением конского убора. Офицеры щеголяли упряжью друг перед другом, кроме того, цвет вальтрапа отличался в зависимости от цвета обмундирования;
  • Подпруга — широкий ремень из мягкой, но прочной кожи, предназначенный для удержания седла. Охватывает туловище лошади снизу и с боков, затем пристегивается к седлу. Самые лучшие подпруги — из натуральной кожи;
  • Ногавки — это защитное снаряжение, предназначенное для оберегания ног лошади от растяжений и ударов;
  • Недоуздок — это уздечка без удил для содержания коня на привязи;
  • Стремя — петли для ног всадника, прикрепленные к седлу.

Основные детали седла и их названия

Как выбрать качественную амуницию для лошади

Сбруя постоянно находится в контакте с кожей животного, поэтому очень важно, чтобы она создавала минимум дискомфорта для него. Обычно её изготавливают из кожи (бычьей или телячьей), что позволяется быть ей прочной и эластичной.

Начнём выбор амуниции с уздечки. Для рысаков, да и прочих пород её чаще всего изготавливают из сыромятной кожи, что позволяет ей хорошо тянуться, но не рваться. Уздечки имеют линейку размеров. По конструкции они бывают «дутые» (на налобнике и на наносном ремне нашита дополнительная полоска кожи или резинка, обшитые кожей другого цвета, чтобы было красиво) и «круглые» (сделаны из двойной прошитой кожи). На этот момент обращать особого внимания не нужно, он носит скорее декоративный характер. Главное, чтобы кожа была качественная, имела «клеймо» производителя, этикетку, ровные швы, а все элементы были пришиты равномерно.

Это же нужно учитывать и при выборе других составляющих упряжи, таких как повод и подпруга. Выбирая повод, нужно помнить, что они бывают из кожи, резины и тесьмы. Первые долговечны, только если верх не глянцевый, вторые же сложно выбрать качественные, так как под резиновым верхом часто отсутствует цельная кожаная вставка. Если повезёт выбрать оригинал, то будут весьма удобны. Тесьмяные, особенно импортные, удобны в уходе и служат дольше двух предыдущих вариантов.

Разновидность упряжи

Европейская, или деревянная, упряжь пережила немало метаморфоз, прежде чем достичь настоящего совершенства. Актуальная по сей день, упряжь и ее популярные виды (в экипаже пара или тройка скакунов, в крайнем конная упряжь вмещает четыре особи) собираются коневодом (опытным кучером) собственноручно. Опытному мастеру не нужны подсказки или посторонняя помощь. Качественная сбруя является главным инструментом на соревнованиях.

Сложный и одновременно увлекательный вид спорта — конный — предполагает искусное владение упряжью и лошадьми. Добиться результатов в этом виде спорта нелегко, а систематические тяжелые тренировки выдерживают не все люди и животные. Управляет экипажем наездник, но только слаженная работа каждой части повозки приводит экипаж к желанной победе.

Цельная система состоит из дуги, вожжей, хомута и прочих деталей (иногда оснащается дополнительными элементами, такими как шлея или петля). Как определить точное количество элементов качественной упряжки? Комплектация повозки зависит от ее прямого предназначения:

  1. Дуговой экипаж на одну лошадь. Для такой повозки понадобится всего один скакун, что существенно упрощает процесс управления вожжами. Состоит упряжка из следующих частей: дуга (не перенапрягает шею лошади), хомут, гуж, оглобля и чересседельник. Модель повозки без дуги (дуга замедляет скорость экипажа) включает в себя шлеи (шлеей гораздо легче управлять), хомута и ременных гортов.
  2. Оглобельно-постромочная упряжь. Сбруя с короткими оглоблями крепится к седлу, а не к хомуту (дуга отсутствует).
  3. Сбруя постромочно-дышловая. Основной отличительной чертой упряжек такого типа является дышло, а не петля. Запрягаются в повозку с постромочно-дышловой сбруи одна — две лошади. С помощью дышла легче регулировать поворотные движения во время быстрой езды. Фото сбруи демонстрирует все ее преимущества и изящный внешний вид. Упряжь на 2-х лошадей не оснащается шлеей, она более надежная и устойчивая на крутых поворотах, а строение сбруи обеспечивает безопасность скакунов (уберегают их шею и позвоночник). Мастер собственными руками запрягает коней и проверяет всю упряжь.
  4. Постромочные удила. Дуга в упряжах такого типа отсутствует полностью. Детали вроде дышла и оглобли или жердь найти на повозке не удастся. Конная упряжка работает за счет хомута. Простая конструкция — не самая удобная, но недорогая. Во время быстрого движения управлять повозкой будет трудно. Лошадиная запряжка оснащается тормозами (ремень особого вида). Шлеей такие повозки не укомплектовываются.
  5. Комбинированная конная европейская упряжь. Для комбинированной конской повозки используется не две, и даже не три лошади: необходимо 6-8 скакунов. Дышло и оглобель обеспечивают управление несколькими скакунами. Важно выбрать подходящих по росту и весу коней, отчего их сила только возрастет. Одной лошадью упряжка не обойдется. Животные правильно выстраиваются, так, чтобы нагрузка на их позвоночник была равномерной. Более выносливые скакуны — коренники — сдерживают весь экипаж.
  6. Цуг. Упряжка для шестерых скакунов управляется с помощью дышла (иногда используется петля). Ведут весь экипаж коренники, и именно они задают скорость всей упряжке. Хомута в повозке типа цуг нет вовсе.
  7. Тачаночная. Четверо коней и тачанка утратили свою актуальность еще 100-200 лет назад. Встретить такой вид конской повозки не удастся. Используемая сбруя состоит из постромка и дышла (не оснащается шлеей и отсутствует петля). В ней нет ни хомута, ни дуги, а также отсутствует петля. Перераспределение нагрузки на шею лошади незначительное, хотя такие повозки используются для рабочих перевозок.

Для обыкновенных саней, служащий для рабочих целей, необходима петля (для 1 лошади или нескольких скакунов) или ременная деталь, разные виды хомута. Опытный мастер самостоятельно подбирает части повозки, которой легко воспользоваться. Ее можно сделать своими руками или подобрать под нужды лошади или экипажа, что является несомненным преимуществом индивидуальных упряжек. Спортивная же верховая езда требует совершенно других стандартов качества, а уход за лошадями и упряжками становится первостепенной задачей кучера.

Используются экипажи для развлечения или спортивных достижений, в этом случае упряжки обязаны быть качественными, правильно установленными и подобранными под конкретную лошадь. В деталях заключается скорость повозки и время ее службы.

Особый вид спорта завораживает и восхищает именно слаженной работы кучера и его подопечных.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.

Уход за копытами лошади: питание, чистка, как выбрать подстилку

Комплектация упряжи

Упряжь, как и одежда для человека, должна подбираться индивидуально каждой лошади. Правильно подогнанная сбруя не мешает животному двигаться и не вызывает дискомфорта, а значит, снижается риск возникновения травм. Вся эта амуниция состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Сбрую можно купить одним комплектом, но опытные коневладельцы рекомендуют каждый элемент приобретать отдельно, с учетом индивидуальных особенностей телосложения животного.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Из чего состоит сбруя и в чем ее функция

Конская амуниция состоит из:

  1. Хомута, распределяющего равномерное давление массы повозки на шею и плечевые суставы животного. Надевают на шею жеребца, рядом с холкой, снизу он проходит вдоль шейного хряща. Подбирается индивидуально.
  2. Шлеи, не дающей ярму сползать с лошадиной шеи во время движения. Выполнена в виде кожаных лямок — долевых, поперечных и откосных (по 2 шт.).
  3. Узды, расположенной на голове скакуна и использующейся для управления им. производятся без удил, с одним удилом или несколькими. Безудильная узда выполняет роль держателя животного без экипировки.
  4. Вожжей, предназначенных для контроля кобылы на расстоянии. Края вожжей крепятся к удилам.
  5. Седелки, поддерживающей оглобли.
  6. Чересседельника, выполненного по типу ремня и крепящегося на оглобле сквозь седелку.
  7. Подпруги, способствующей прочной фиксации седла. Она выглядит как широкий, прочный ремень.

Основные функции упряжи – обеспечение комфортных условий для всадника, едущего верхом, и управление лошадью для движения в нужном направлении.

Какие бывают запряжки?

Оглобельно-дуговая запряжка

Как запрячь лошадь?

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине.
  3. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  4. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  5. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  6. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  7. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  8. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут.
  9. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  10. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  11. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

Постромочно-дышловая запряжка

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Виды уздечек

Все существующие уздечки можно разделить на две большие группы:

  • безтрензельные;
  • с трензелем.

Несмотря на то, что кони считаются одними из самых умных животных, безтрензельные уздечки могут использоваться только опытными всадниками для спокойных хорошо объезженных лошадей. Для всех остальных необходимы варианты с железом.

Трензельные модели

Трензельные модели идеально подойдут начинающим конникам, они просты в исполнении и удобны в использовании.

Мундштучная уздечка отличается от предыдущего варианта наличием мундштука, который крепится к трензелю и дополняется поводом. Такой вид снаряжения позволяет максимально точно отдавать команды, именно поэтому мундштучные удила входят в обмундирование лошадей-полицейских.

Безтрензельные модели

Являются идеальным вариантом упряжи для послушных лошадей или животных, имеющих проблемы с зубами. Многообразие уздечек без железа позволяет выбрать именно ваш вариант:

  • Хакамор. Отсутствие удил бережет рот животного, но в то же время значительно усиливается давление на переносицу.
  • Уздечка Кука. Не смотря на то, что данная модель была разработана английским врачом, ее конструкция подразумевает плотное прилегание к затылку и носу лошади, оказывая сильное давление на голову в целом.
  • Сайд-пул. Ее строение очень напоминает недоуздок с более сильным затягиванием капсюля, к которому крепятся поводья. Данную модель часто используют начинающие конники, полностью исключая повреждение рта лошади неумелым управлением уздечками с железом. Однако для лошадей с характером такая модель будет бесполезной.
  • Недоуздок. Для спокойных, хорошо объезженных животных возможно использовать данную модель из веревок, лент или кожи, просто добавив поводья.

Чтобы не ошибиться с выбором, ответьте на следующие вопросы:

  1. Планируемый бюджет.
  2. Характер лошади.
  3. Для чего будет использоваться.
  4. Предпочитаемый материал.

И тогда уздечка будет идеально справляться со своими функциями, делая ваше общение с лошадью более приятным, а работу плодотворнее.

Лошадинные повозки

Основные требования, предъявляемые к повозкам, сводятся к следующему. Повозка должна быть легкой на ходу, достаточной грузоподъемности и удобной для перевозки как тяжеловесных, так и объемистых легковесных грузов. Лучшими универсальными повозками для сельского хозяйства являются тавричанки. Стандартные тавричанки бывают двух видов: с одноконным ходом и пароконным ходом.

Тавричанки обладают достаточной грузоподъемностью, которая для одноконного хода составляет 0,7 т; сама повозка сравнительно легкая – вес ее (вместе с грузом) не превышает 275 кг. Повозка хорошо поворачивается, достаточно устойчива – ширина хода составляет 100 см. При перевозке объемистых грузов (сена, соломы и т. п.) повозку можно обратить в фургон путем установки решеток или дробин.

Для облегчения работы лошади и сохранения повозок оси необходимо систематически смазывать колесной мазью, следить за состоянием повозки и своевременно ее ремонтировать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: