Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную


История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту.
Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение , но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото

Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Хранение упряжи

После работы упряжь необходимо просушивать на вешалках или в специальном помещении – в сушилке. Потниковый войлок на хомутах надо всегда содержать в чистоте.

Ременную часть упряжи (шлею, гужи, супонь) необходимо смазывать дегтем или другими смягчающими кожу веществами. По мере износа упряжь надо ремонтировать и поддерживать в порядке. Это сохраняет упряжь и предохраняет лошадь от потертостей.

Каждый комплект упряжи надо забирковать с указанием клички лошади, за которой он закреплен.

Упряжь весит на деревяных вешалках

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Как запрячь коня в русскую сбрую?

Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.

При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.

Далее, приходит черед седелки. Ее кладут сначала резко вперед ближе к холке, а затем поправляют на положенное место. Такой подход позволяет расправить шерсть под потником седелки.

После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.

После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.

На следующем этапе взнуздания нужно завести коня в оглобли, заложить дугу и прикрепить оглобли гужами к дуге. Супонь затягивают с расчетом на то, чтобы она находилась перпендикулярно оглоблям. Ее концы собираются в такую петлю, которая при необходимости легко распускается.

Наконец, крепится чересседельник. Его продевают через скобы седла и мочки подпруги. Конец чересседельника привязывается к правой оглобле.

На последнем этапе завязывается подбрюшник. При этом нужно обеспечить такое его натяжение, чтобы оглобли во время движения не прыгали вверх-вниз.

Запряжка лошадей

Правильная запряжка сберегает силы лошади, делает ее работу более производительной. В запряжке длина постромок или оглобель должна быть такой, чтобы лошадь при любых движениях не доставала задними ногами валька или передка повозки. Желательно, чтобы угол наклона оглобель к горизонту был равен 19-20°. При запряжке надо следить, чтобы хомут, седелка и шлея плотно лежали на своих местах, чтобы гужи были одинаковой длины, подпруга и чересседельник правильно подтянуты. Туго подтянутый чересседельник приподнимает хомут, тем самым затрудняя дыхание лошади. При подъеме в гору чересседельник надо ослабить, а при спуске с горы, наоборот, подтянуть.

В оглобленной запряжке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы оглобли были прочно прикреплены и были равной длины: это необходимо для прямолинейного движения повозки.

О правильном подборе седла

Седло для лошади – важное и необходимое приобретение. От него зависит и правильная посадка всадника, и безопасность лошадиной спины, а также равномерность распределения веса человека

Виды седел

Для каждого вида конного спорта существует свой вид седла:

  • Универсальное,
  • Для начинающих,
  • Конкурное,
  • Троеборное,
  • Прогулочное,
  • Скаковое,
  • Выездковое,
  • Для вестерна,
  • Вольтижировочное,
  • Пробежное,
  • Испанское.

Седла для начинающих хорошо подходят для первых занятий, они более широкие и глубокие, с выраженными передней и задней лукой. Это обеспечивает плотную и глубокую посадку всадника на первых этапах обучения, когда еще не выработан баланс. Универсальные седла подходят для ежедневной работы, может использоваться для невысоких прыжков, прогулок. Они представляют собой нечто среднее между конкурным и выездковым седлом: имеют небольшие коленные упоры и выраженную переднюю и заднюю луку.

Конкурного седло обеспечивает более крепкую посадку всадника, снабжено коленными упорами, помогающими сохранить правильное положение ноги во время прыжка, а также более плоское. Выездковое седло имеет более длинные крылья для правильного положения ноги человека во время манежной езды и большего контакта с лошадью, глубокое сидение. Прогулочное седло значительно шире, длиннее и глубже, и может использоваться для продолжительных прогулок, походов, а также для спортивного конного туризма. Остальные виды седел более специфические и продаются в узко специализированных магазинах.

Помимо специализации, седла различаются также материалом.

Кожаное седло выглядит более опрятно и долговечно при правильном уходе, однако после дождя кожа долго просыхает, а при повышенных температурах может потрескаться. Оно требует ухода и ежедневной смазки специальным составом. Также изделие из кожи значительно дороже своего синтетического собрата. Седло из синтетических материалов более легкое в обслуживании, меньше весит, не столь капризно к условиям погоды, однако не долговечно и даже при правильном уходе прослужит не более 5 лет.

Подбор седла по спине лошади

Грамотно подобранное седло делает ежедневную работу приятной и безопасной для обоих. Седло, подобранное не по размеру, не только причиняет дискомфорт животному, но и приводит ко многим серьезным заболеваниям позвоночника и спинных мышц. Седло подбирается по размеру ленчика, правильному положению и форме спины животного.

Измеряется эта величина просто – отрезом гибкой и прочной проволоки длиной в 44 см. Лошадь ставится на ровной площадке. Примерно в трех — четырех пальцах от передней лопатки животного мысленно проводится вертикальная линия. В ее верхней точке на на холку лошади кладется проволока и сгибается пополам так, чтобы каждая сторона была равна 22 см. Далее проволока снимается и измеряется расстояние между согнутыми концами. Расстояние и определяет размер каркаса седла.

Существует также более распространенная классификация от производителей:

  • узкий,
  • средний,
  • широкий,
  • очень широкий,
  • экстра широкий.

Однако у разных производителей разница в размерах колеблется в пределах 2-4 см, что довольно существенно для спины животного. Некоторые фирмы, такие как Wintec, изготавливают седла со сменными ленчиками и продают их в комплекте.

Не менее важную роль играет и правильное расположение седла. Самая частая ошибка -когда человек кладет седло слишком высоко на холку. В результате оно мешает нормальному движению лопатки, нарушает свободу движения, затрудняет правильность выноса конечностей. В результате — перенапряжение мышечного пояса спины и необратимые нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Правильно расположенное седло — не дальше последнего ребра. В этом случае оно не зажимает холку, не давит на почки и поясницу.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

КОНСКАЯ УПРЯЖЬ — ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

В.В. Богданов, В.А. Ермолаев Конская Упряжь — Основные Элементы, Требования И Особенности
ВВЕДЕНИЕОгромный путь человека от жителя пещер до обладателя почти фантастической техники современности тесно связан с лошадью.Немногим более ста лет назад лошадь, запряженная в повозку, являлась одним из основных видов транспорта. Еще дольше лошадь продолжала играть доминирующую роль в сельском хозяйстве.Согласно различным источникам, лошадь после одомашнивания долгое время была лишь мясным и молочным животным, затем человек в силу необходимости стал использовать все и вся для жизни и защиты себя от многочисленных и разнообразных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником.Максимальная работоспособность лошадей без ущерба для их здоровья зависит от целого ряда условий: массы, возраста и упитанности лошадей; подготовки и тренированности в работе; правильной подготовки и исправности сбруи; режима рабочего дня; состояния погоды, качества дороги и рельефа местности; физиологических факторов, определяющих здоровье лошади.Работу лошади определяют двумя показателями: величиной силы тяги и пройденным расстоянием.
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОНСКОЙ УПРЯЖИ 1.1. ВЛИЯНИЕ СБРУИ НА ЖИВОТНОЕ

Конской сбруей и упряжью называют приспособления, надеваемые на лошадь для управления ею или для работы.Сбруя в сильной степени влияет на работоспособность лошади, поэтому правильному ее подбору по лошади и исправному содержанию необходимо придавать большое значение.Упряжь принимает на себя тяговые усилия лошади и, соприкасаясь с телом, оказывает определенное давление на отдельные участки (Рис.1). Неисправная или плохо пригнанная упряжь производит неравномерное давление и вызывает боль работающей лошади, связывает ее движения, затрудняет дыхание и кровообращение, что является причиной резкого снижения работоспособности и травматических повреждений лошади.Чаще всего у лошадей повреждается спина, шея, холка и плечи от неисправности или неправильно подогнанных, не соответствующих по размерам хомута и седелки.Неправильной затяжкой можно вызвать «ожоги» плеч, наминки и нагнеты холки и другие повреждения, в результате которых лошадь становится на долгое время непригодной к работе и требует лечения.

Рис.1. Места наиболее частых повреждений от сбруи.

1.2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРЯЖИ

Упряжь должна быть: прочной, легкой, проста в изготовлении и ремонте; универсальной для различных видов хозяйственного использования. Упряжь не должна вызывать повреждений или боли, связывать движения лошади, затруднять дыхание и кровообращение.Упряжь лошадей, используемых для работы в повозках и сельскохозяйственных орудиях, подразделяется на дуговую, бездуговую и дышловую.Дуговая или русская состоит из уздечки, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, дуги и вожжей.Бездуговая одноконная упряжь состоит из уздечки, хомута, седелки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, постромок и вожжей.Дышловая (бездуговая) парная запряжка состоит из уздечки, хомута, вожжей, постромок, дышла, цепи-напильника.

2. СБРУЯ РАБОЧЕЙ ЛОШАДИ. РУССКАЯ СБРУЯ

2.1. УЗДА (УЗДЕЧКА) РАБОЧЕЙ ЛОШАДИ
Узда (уздечка) рабочей лошади состоит из:1) суголовного ремня; 2) двух щечных ремней; 3) налобника; 4) подганашного ремня; 5) намордника (нахрапника); 6) удил; 7) поводьев.

Рис.2. Узда (уздечка)

Основной недостаток стандартных сельскохозяйственных уздечек в том, что их устройство не позволяет в достаточной степени изменять их размеры без нарушения правильного положения на голове лошади.Уздечки выпускают четырех размеров №1-4. Размер уздечки подбирают в зависимости от величины головы лошади (он определяется длиной ремней). Подгоняют уздечку, изменяя длину суголовного и щечного ремней, с таким расчетом, чтобы трензельное удило лежало на беззубом участке нижней челюсти (на два сантиметра ниже угла рта, поверх языка), не стягивая углов рта и не касаясь окрайков. Между подбородным ремнем и ганашем должны свободно проходить три пальца поставленной на ребро лошади, а между намордным ремнем и носом — два пальца.Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Возбудимой лошади нужны более «мягкие», т.е. толстые, удила, флегматичной — «жесткие», тонкие.Длина удил должна соответствовать ширине рта лошади. 2.2. ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИГОНКА ХОМУТА

Хомут — главная и наиболее ответственная часть сбруи. К нему прилагается основная часть силы тяги, которая передается затем к повозке.

Рис.3. Хомут.1) покрышка; 2) хомутная подкладка; 3) гужи; 4) хомутина; 5) клещи; 6) супонь.

Стандартный хомут (рис.3.) состоит из пары клещей (5), хомутины (4), хомутной подкладки (2), покрышки (1), спокойного ремня, супони (6), пары гужей или гужевых мочек (3) и горта.Правильно по лошади подобранный хомут занимает следующее положение: вверху он опирается на гребень шеи у начала холки; по бокам он лежит на мускулатуре, расположенной впереди ости лопатки; в нижней части лопатки над плечелопаточным сочленением; в нижней части шеи он проходит над соколком у основания шеи (рис.4.).Положение хомута по вертикали параллельно положению лопатки лошади. У лошади с косой лопаткой и хомут занимает более косое положение; наоборот, при более отвесной лопатке он занимает также отвесное положение.Величина и форма хомута любого назначения должна в точности отвечать форме и величине шеи и всей соприкасающейся поверхности лошади. Длина хомута определяется длиной поверхности от верхней его опоры на гребне шеи у начала холки, до нижней, над плечелопаточным сочленением.При правильной ширине он может быть короткий или длинный.

Рис.4. Точки опоры хомута на скелете лошади.

Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, не доходя до места своего нормального положения; наоборот, длинный хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно набьет холку и плечи лошади. Точно так же и широкий хомут не будет лежать на определенном для него месте, а будет заходить далеко назад к остям лопатки и производить побои их мускулатур.Поверхность хомута, обращенная к телу лошади вверху и на 2/3 по бокам, выстилается войлоком; в остальной части он опирается на соприкасающиеся места лошади хомутиной.Клещи — основа хомута, делают из дерева (береза), определяют его форму и размеры и обеспечивают необходимую прочность. На границе нижней и средней трети клещей, в их утолщенной части, называемой пучком, сделаны два отверстия для крепления гужей или гужевых мочек.Хомутина (рис.5) состоит из плотно конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она проходит на всем протяжении клещей хомута и прикрепляется к последним. Нижняя часть хомутины, проходящая под шеей лошади, должна быть сантиметра на два выше клещей, иначе они будут натирать шею.

Рис.5. ХомутинаРис.6. Гужи

Гужи служат для скрепления хомута с оглоблями при помощи дуги, за них же пристегивают ободовый ремень. Гужи (рис.6) выкраивают из свиной или коровьей кожи; по прочности они рассчитываются согласно назначению хомута. Для лошади с нормальным положением лопатки гужи располагаются примерно на 2/3 от верха хомута. Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.Надевают хомут через голову лошади, перевернув его покрышкой вниз, а затем по гриве снова переворачивают в нормальное положение и расправляют шлею. Клещи хомута стягиваются супонью из сыромятного ремня.Верхняя поверхность хомута покрывается свиной или телячьей кожей, которая предохраняет его от сырости в дождливую погоду. Внизу на одной из клещей укрепляется супонь, которая служит для стягивания клещей при запрягании и должна быть достаточно прочной, в соответствии с упругостью дуги.Вес хомута определяется его назначением. Вес легких разъездных хомутов считается равным 3 кг, а тяжелых от 5 до 6 кг. Вес легких рабочих хомутов не должен превышать 6 кг, а тяжелых от 8 до 9 кг. Иногда хомуты крупных рабочих лошадей достигают веса от 13 до 18 кг.Стандартные хомуты (табл.1) изготавливают 12 размеров (№ 0-11). Размеры определенного номера обычно обозначают дробью, в числителе которой указана длина, а в знаменателе — ширина (в мм). Например: № 0-(440/210), №11-(740/400).Если номер хомута неизвестен, то нужно измерить его длину от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей и ширину на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей и справиться о соответствующем им номере в таблице.

Размеры готовых хомутов (ГОСТ 3978-47) Номер Длина (см) Ширина (см) 0 43 21 1 45 23 2 48 24 3 50 25 4 53 26 5 54 27 6 56 28 7 60 30 8 63 31,5 9 66 32,5 10 71 38 11 74 40

2.3. СЕДЕЛКА

Седелка применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смягчает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по неровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.

Рис.7. Седелки: (Седелка горбатая с качающимися Седелка выездной упряжи прямая полками)

При низкой широкой холке употребляется лежачая седелка, опирающаяся на остистые отростки холки и длиннейший мускул спины, шеи и плеча.При высокой острой холке целесообразнее применять стоячую седелку, опирающуюся только на мускулатуру по бокам холки и спины и не производящую давления на остистые отростки. Ширина развала стоячей седелки должна отвечать нижней части холки.Правильному подбору седелки, сообразно форме холки и спины следует придавать большое значение, т.к. чаще всего повреждения производятся именно здесь.Особенностью холки является пронизанность связками и сухожилиями и сравнительно слабое кровоснабжение, вследствие чего при больших травмах она трудно поддается лечению и надолго делает лошадь нетрудоспособной.Располагают седелку на спине лошади, примерно в 10-15 см за лопатками. Закрепляют ее с помощью подпруги, которая затягивается с достаточно большой силой, так, чтобы между нею и телом лошади можно было с усилием просунуть два пальца. Перед затягиванием подпругу располагают на расстоянии ладони от передней конечности лошади, чтобы она не мешала движению передних конечностей и опиралась на жесткую грудину.Лежачие (или прямые) седелки (рис.7Б) состоят из подушки, покрышки, сквозного горта, двух колодок с личинами и дужками.Стоячие (или горбатые) седелки (рис.7 А) состоят из арчака, двух полок, двух колей для крепления гортов и специального потника.Седелки выпускают двух размеров №1 и №2. Их следует подбирать индивидуально для каждой лошади.Подпруга имеет назначение удерживать седелку в положенном для нее месте, а также удерживать подбрюшник, продетый через шлевку (мочку) в середине подпруги, и не давать его сползания приводящую к потертостям кожи в нижней части груди.

Рис.8. Подпруга.

Подпруга должна обладать необходимой прочностью, упругостью, чтобы не производить потертостей, мягкой с шириной 7-8 см. На обоих концах имеются пряжки для пристегивания к гортани седелки. 2.4. ШЛЕЯ

Шлея. Ее назначение — удерживать накат повозки при спускании с горы и отчасти удерживать хомут на своем месте, при резком осаживании лошади.

Рис.9. Шлея.

При торможении в упряжи шлея передает свое действие на повозку через хомут, гужи и оглобли.Шлея состоит из кругового ремня, проходящего на протяжении от хомута вдоль всего корпуса; наспинного ремня, проходящего вдоль спины; поперечных ремней, которые соединяют круговой и спиной; боковых ремней, одевающихся на оглобли и предохраняющих шлею от сползания на одну сторону; откосых ремней, идущих от заднего конца спинного к задку кругового ремня.Ободовый ремень идет вдоль корпуса лошади по бокам и сзади — ниже седалищных бугров (на расстоянии 15-20 см) и поддерживается поперечным и откосным ремнями.При движении ободовый ремень не должен давить на задние конечности лошади, а лишь слегка касаться их, не мешая двигаться и не вызывая потертостей.Шлею также важно правильно подобрать. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста лошади. Слишком глубокая — очень низко опускается на бедра, затрудняет движение животного при сдерживании повозки с грузом и натирает ему кожу.По размерам шлеи могут быть четырех номеров.Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается поставленная на ребро ладонь (при этом ободовые ремни должны проходить на 4-5 см ниже седалищных бугров).Шлеи изготавливаются из кожаных ремней. 2.5. ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК И ПОДБРЮШНИК

Чересседельник и подбрюшник выкраиваются из сыромятного сырья толщиной 2-3 мм и шириной 3-4 см.

Рис.10. Чересседельник и подбрюшник. 1) чересседельник; 2) подбрюшник; 3) кольцо.

Назначение чересседельника — поддерживать вес хомута с дугой и оглобли на спине лошади, а также, вследствие разложения сил при опоре оглобель на спину, в небольшой части передавать на нее тяговые усилия.Роль подбрюшника — не допускать резкого колебания оглобель, хомута и дуги вверх и вниз, чем он предупреждает возможные побои холки под хомутом. 2.6. ДУГА

Дуга (рис.11) является характерной особенностью русской сбруи.

Рис.11. Дуга.

Ее назначение — удерживать гужи вокруг оглобель. Хорошая дуга должна быть упругой, прочной и легкой. При слабой дуге, легко сгибающейся под действием усилий лошади, невозможна правильная запряжка; дуга излишне пружинит, вызывая большую трату энергии лошади.Запряжка с хорошей упругой дугой представляет большое удобство для лошади. Так как гужи располагаются перпендикулярно хомуту, исключается возможность потертостей плеч и боков.Благодаря упругости дуга играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места, не вызывая больших затрат энергии на амортизацию. В верхней части дуги имеется кольцо для повода от уздечки. 2.7. ВОЖЖИ

Вожжи (тесьмяные, ременные или веревочные) служат для управления лошадью с повозки. Основное требование к хорошим вожжам — прочность и мягкость, обеспечивающая лучшее их держание в руках при управлении и в особенности при сдерживании лошади. Этим качествам отвечают вожжи, концы которых состоят из ремня, а средняя часть из прочной тесьмы. Для пристегивания вожжей к кольцам удил, концы их имеют пряжки с готами или специальные карабины.

Рис.12. Вожжи тесьмяные. 1) тесьма; 2) ремень; 3) кольцо; 4) карабин.

3. ЗАПРЯЖКА В РУССКУЮ СБРУЮ

Первой одевается уздечка. Запрягающий становится с левой стороны шеи лошади; левой рукой удерживает лошадь, а правой одевают уздечку, перекидывая ее суголовной ремень через уши.Когда удила подойдут к уровню конца рта, левой рукой вводят их с одной стороны на беззубый край, отчего лошадь обыкновенно открывает рот и берет удила.При взнуздывании лошади зимой необходимо, прежде чем вводить удила в рот, хорошенько их протереть от инея и согреть в руке, так как морозные удила могут прилипать к влажному языку и губам. Взнуздывание лошади можно производить и после одевания уздечки. Уздечка должна быть точно подобранна по голове лошади.

Рис.13. Дуговая (русская) запряжка. 1) уздечка; 2) дуга; 3) хомут; 4) седелка; 5) чересседельник; 6) подбрюшник; 7) шлея; 8) вожжи.

За уздечкой следует одевание седелки. Перед ее надеванием нужно тщательно осмотреть подкладываемый потник и войлок седелки: нет ли на них засохших корок от пота и грязи, нет ли приставшего песка и сора или неровностей от сбившегося войлока. Так же тщательно следует осмотреть и места прилегания седелки на лошади, так как все это может вызвать побои холки.Седелку следует класть резко вперед, а потом подвинуть назад на положенное место, чем пригладится шерсть

. Наложив седелку, подтягивают подпругу с левой стороны настолько, чтобы седелка плотно лежала на мускулатуре холке и спины, не прыгая при езде, так как это может вызвать побои. Накладывать седелку, застегивать и расстегивать ее подпругу рекомендуется всегда с одной стороны — с левой, тогда нижняя поверхность седелки точно обтягивается по форме прилегающей поверхности холки и спины лошади, опираясь на большую площадь. Затем надевают хомут со шлеей. Перед одеванием необходимо тщательно осмотреть состояние его войлока и хомутины: нет ли коры от пота или грязи, не сырой ли войлок, строго ли одинаковы гужи. Все это может вызвать побои плеч, поэтому состоянию войлока и хомутины нужно придавать большое значение.При надевании хомута, переворачивают его нижними концами клещей верх, расправляют шлею и надевают его через голову на шею лошади. После надевания через голову, хомут поворачивается в нормальное для него положение, т. е. клещами вниз. Поворачивание производится в самой узкой части шеи, т. е. у самой головы. Ворочают по ходу гривы: если грива лежит направо, поворачивают слева направо. После это хомут доводится на свое место, расправляется и надевается шлея, а из-под хомута вынимается грива, чтобы не производила натирания плеч. Надев таким способом сбрую, лошадь заводят в оглобли и закладывают дугу. Левый гуж охватывает оглоблю снизу вверх, причем ее дугу нижним концом вставляют в петлю гужа. После охвата гужом оглобли гуж своей средней частью может идти сзади дуги или охватывать конец дуги с обеих сторон.Потом дугу перекидывают через холку лошади и прикрепляют правым гужом к правой оглобле.Правый гуж позади дуги и охватывает оглоблю сверху вниз, причем конец дуги вкладывают в петлю гужа. Затягивание супони производят с большим усилием и расчетом, чтобы дуга твердо стояла в перпендикулярном положении по отношению к оглоблям и не допускала колебаний взад и вперед. Конец супони заделывается петлею с таким расчетом, чтобы ее в любой момент можно было бы легко распустить. Далее продевается через скобки колодок седелки чересседельник и через мочки подпруги-подбрюшник. При правильно подтянутом чересседельнике хомут точно лежит в положенных для него местах и не касается нижнего края шеи, примерно, на 1 см.Конец чересседельника завязывается на правой оглобле с расчетом такого же легкого развязывания в случае надобности. После этого подтягивается и завязывается подбрюшник с таким расчетом, чтобы не допускать прыганья оглобель верх и вниз.На правильное подтягивание чересседельника и подбрюшника следует обращать серьезное внимание, так как следствием неправильного их подтягивания очень часто бывает нагнеты холки и плеч лошади.При легкой быстрой езде чересседельник подтягивается несколько выше, чем при медленной езде с большим грузом. В последнем случае лошадь несет голову ниже, что при высоком чересседельнике иногда вызывает удушье лошади, в особенности при движении в гору. Повод подтягивается с таким расчетом, чтобы голова лошади свободно могла занимать необходимое ей положение при работе и не стеснялась поводом. При большом весе воза лошадь несет голову низко, поэтому повод следует подвязывать в данном случае длиннее; при легком весе и быстром движении она несет голову выше — повод может быть подтянут короче. Вожжи пристегиваются последними: их расправляют по всей длине, середину кладут на повозку, концы на лошадь, которые затем проходят над чересседельником, над гужами и цепляются за концы удил.

4. ДЫШЛОВАЯ (БЕЗДУГОВАЯ) ЗАПРЯЖКА

Рис.14. Комплект сельскохозяйственной сбруи для бездуговой запряжки. 1) шлея; 2) шорка; 3) цепь-нашильник; 4) постромка; 5) уздечка.Рис. 15. Дышловая (бездуговая) парная запряжка с полным комплектом сельскохозяйственной упряжи. 1) уздечка; 2) хомут; 3) вожжи; 4) постромки; 5) дышло; 6) цепь-нашильник.

Парная запряжка без дуги в дышло должна удовлетворять следующим требованиям: 1) хомут должен быть точно подобран по размеру шеи и плеч лошади без всякого запаса; 2) длина дышловых ремней должна быть такой, чтобы обеспечить нормальное положение хомута. В случае прикрепления дышловых ремней прямо к дышлу, наружные ремень должен быть несколько длиннее, а внутренний короче с таким расчетом, чтобы при запряжке они не перекашивали хомут. Дышловые ремни должны быть достаточно туго натянуты, чтобы дышло находилось в нормальном положении и не болталось из стороны в сторону. В целях лучшего обеспечения нормального положения хомутов при дышловой запряжке рекомендуется на переднем конце дышла устраивать специальный валик и к нему прикреплять дышла и ремни, как показано на рисунке.

Рис.16. Положение дышловых ремней при пароконной упряжи.

Постромки применяют при дышловой парной запряжке. Они передают тяговое усилие от хомута к валикам упряжного устройства повозки. Изготавливают из кожи или толстых веревок двух размеров: №0 и №1, длиной 210 и 260 см. Правая и левая постромки должны быть одинаковой длины. При неровных постромках перекашивается вся запряжка, а у лошади травмируются плечи. Нашильники служат для соединения хомута с дышлом повозки. Применяют их при пароконной запряжке. Их подгоняют по длине дышла (длина его 375 см). Короткие или слишком длинные нашильники также мешают движениям лошади. Шорка (ременная) предназначена для запряжки лошади в дышло. Она передает тяговое усилие через постромки повозки, т.е. используется вместо хомута. Применяют ее только на работах с малым тяговым усилием. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помимо правильного подбора и закрепления сбруи за определенной лошадью необходимо обеспечить надлежащий за ней уход. В месте, где хранится сбруя, нужно избежать излишней влажности и чрезмерной сухости, так как это вредно для кожаных частей. Войлочные части необходимо предохранять от моли.Во время работы лошадь потеет, от чего становятся сырыми войлочные части сбруи. Сбруя с сырым войлоком вызывает потертости в местах прилегания. Поэтому необходимо после работы ежедневно войлок хомута и седелки просушивать войлоком наружу.Постепенно от пота и грязи войлок загрязняется, образуется твердая корка, которая может произвести побои.После того как сбруя просохнет, войлочные части очищаются от пота, постучав по войлоку палкой. Чистоту войлока необходимо проверять и перед запряжкой лошади. Кожаные части сбруи постепенно усыхают, становятся очень жесткими и тоже могут производить потертости в местах опоры на лошадь. От пота и грязи на них также образуются корки, которые необходимо ежедневно очищать после работы.В ременных частях сбруи нельзя прорезать ножом или протыкать шилом дырки, их следует пробивать пробойником.Хранится сбруя в сухом помещении на специально устроенных вешалках.После работы необходимо просмотреть всю сбрую и, если нужно произвести ремонт. И еще один совет: не выезжайте в дальнюю дорогу или на продолжительную работу в новом хомуте — как и сапог на ноге человека хомут должен быть постепенно обмят на лошади!

ЛИТЕРАТУРА1. Все о лошади / Под ред. Жигачова А.Н. — СПБ: Лениздат, 1996: С.338-347.2. Иванов М.И. Возникновение и развитие конного порта. — М.: Профиздат, 1960. — С.1-10.3. Кошаров А.Н. и др. Коневодство: Справочник. — М.: Колос, 1992. — С.109-119.4. Онегов А.П., Храбустовский И.Ф., Черных В.И. Гигиена сельскохозяйственных животных. — М.: Колос, 1977. — С.334-337.5. Скороходько А.К. Гигиена сельскохозяйственных животных. — М.: Сельхозиздат, 1936. — С.498-513.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия.Кафедра хирургии.Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по теме:«Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности» Ульяновск-2004.УДК 636.1.Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по теме: «Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности».Авторы: Богданов В.В., кандидат ветеринарных наук, Ермолаев В.А., доктор ветеринарных наук.Учебно-методическое пособие. — Ульяновск, УГСХА, 2004.- с.26.В пособии приведены основные требования к упряжи, подробно описаны методические аспекты русской (дуговой) и бездуговой упряжи. Рассчитано для студентов факультета ветеринарной медицины.Одобрено и рекомендовано к печати. Протокол № 3 от 15.01.ОЧг.Рецензент: доцент кафедры хирургии Н.С.Поликарпов.© Богданов В.В., Ермолаев В.А., 2004. В.В. Богданов В.А. Ермолаев Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности.Методическое пособие к самостоятельной работе студентов.Ульяновск, ГСХА, 2004, с.26 План 2004 года, поз.204.Подписано в печать 19.01.04 Формат 60×80 1/16. Усл. п. л. 1,63 Печать офсетная, бумага офсетная Заказ Тираж 150 экз.432980, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1

Богданов В В, Ермолаев В А

Амуниция для иппотерапии

Лечение лошадьми или иппотерапия известна уже многие десятилетия и широко применяется для лечения ДЦП, умственной отсталости, аутизма, повышенного тонуса мышц, нервных расстройств, астмы, сколиоза, желудочных заболеваний. На человека влияет не только положительная энергетика животного, но и получает хороший массаж, развивается мелкая моторика, укрепляются мышцы, чувство баланса.

Для лечебных занятий верховой ездой рекомендуется использовать прогулочное, строевое или вольтижировочное седло. Оно более глубокое и широкое, а значит в нем легко держать равновесие. Существуют и специальные седла для иппотерапии, отличающиеся наличием ручек или держателей для людей с ограниченными возможностями.

Под седло обязательно подкладывается вальтрап с амортизирующей подкладкой. Также работа невозможна без трензельного оголовья с удобными поводьями, страховочного пояса с ручками, безопасных стремян и специальных насадок для седла, меняющих его площадь, мягкость и дающих дополнительные упоры для ног. Все это подбирается индивидуально по всаднику и в согласовании с врачом-иппотерапевтом.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

ЭлементОписание
ХомутГлавная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.
СеделкаНакладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.
ЧересседельникЗакрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.
ПодбрюшникАмортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.
ШлеяРемень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.
УздечкаДлинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.
УдилаЖелезный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.
Вожжи (поводья)Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.
СедлоПредназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Элементы конного снаряжения

Комплект упряжи

В комплект одноконной сельскохозяйственной упряжи входят:

  1. хомут с гужами и супонью;
  2. узда с удилами и повод;
  3. седелка;
  4. подпруга;
  5. шлея;
  6. вожжи;
  7. чересседельник
  8. дуга.

Лошадинная упряжь

Хомут

Хомут – основная часть упряжи.

Он служит для передачи тяглового усилия лошади при перевозке груза или передвижения сельскохозяйственных машин и орудий.

Обычно хомуты сельскохозяйственной упряжи делают четырех размеров (номеров). Длину хомутов определяют размерами внутреннего отверстия в передней части, а ширину – расстоянием между гужевыми отверстиями.

При подборе хомута необходимо предварительно снять мерку с шеи лошади. Ширину шеи определяют циркулем, длину – метровой линейкой. Правильно подогнанный хомут должен соответствовать шее лошади, плотно прилегать сверху и с боков, в нижней части не стеснять дыхание лошади во время работы.

Правильно подогнанный хомут должен опираться на среднюю треть лопатки, оказывая здесь максимальное давление, в то же время оказывать минимальное давление в области плече-лопаточных сочленений и переднего края шеи. Верхняя часть хомута должна слегка прилегать к области холки и не давить на хрящевые края лопаток.

Стандартные хомуты сельскохозяйственного типа имеют существенный недостаток: они не всегда отвечают конфигурации шеи лошади, вследствие чего подогнать такой хомут к лошади бывает трудно.

Институтом коневодства рекомендован в производство раздвижной хомут конструкции А. Б. Воейкова, отвечающий основным зоологическим и хозяйственным требованиям. Этот хомут изготовляется трех номеров, которые могут быть подогнаны ко всем лошадям: как к мелким, так и к самым крупным.

Хомут - основная часть упряжи

Гужи

Гужи выкраивают обычно из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Края кожаной ленты, выкроенной для гужей, загибают по длине гужа так, чтобы в загнутом виде они соприкасались между собой посредине гужа.

Гужи обычно делают четырех номеров по размеру: длина от 1500 до 1700 мм, ширина от 90 до 105 мм и толщина от 1,5 до 2 мм.

При работе лошади гужи несколько пружинят, чем смягчают возникающие во время работы толчки. Гужи должны иметь ровную длину, в противном случае лошадь будет везти боком и могут произойти побои плеч.

Супонь

Супонь представляет собой скрученный ремень из сыромятной кожи и служит для стягивания клещей хомута при запряжке лошади.

Узда

Узда с удилами служит для управления лошадью. Узда бывает кожаная или из тесьмы; удила металлические или мягкие – металлические, обшитые кожей. Уздечку пригоняют по голове лошади. Удила лежат на беззубой части челюсти на уровне углов рта и не должны давить на них в спокойном положении. При шаговых работах на спокойных лошадях не следует применять удила.

Лошадь с уздечкой

Седелка

Седелка служит для передачи давления груза запряжки на спину лошади. В одноконной оглобельной запряжке основное тяговое усилие лошади идет через хомут, однако часть усилия может передаваться и через седелку. Усилие, передающееся через седелку, составляет 12-15% всего тяглового усилия лошади. Известно, что без седелки работать лошади значительно тяжелее.

Седелка вместе с чересседельником поддерживает оглобли, создает устойчивую запряжку и тем самым твердую систему тяги. Седелки бывают двух видов: прямые или плоские, и горбатые или стоячие. Первые применяются для лошадей с низкой, мясистой холкой, вторые – для лошадей с острой, высокой холкой, обычно для более старых и плохо упитанных.

Подпруга

Подпруга служит для укрепления седелки на спине лошади. Для изготовления подпруги обычно применяют льняную, пеньковую или шпагатную тесьму с пришитыми по концам ее пряжками. При запряжке лошади надо следить, чтобы подпруга была туго подтянута и удерживала седелку на своем месте.

Шлея

Шлея в упряжи служит для передачи тяги на круп лошади при спуске с горы или при быстрой остановке, а также для удержания хомута. Шлея должна быть достаточно прочной, чтобы соответствовать возникающему давлению на нее при торможении воза или при осажи-вании назад.

Вожжи

Вожжи в упряжи служат для управления лошадью. Вожжи могут быть веревочные или из тесьмы, с ременными наконечниками и карабинами по концам, или сквозные (из тесьмы и веревочные). Вожжи обычно делают длиной около 7 м. Они должны быть достаточно прочны, в особенности при работе на молодых лошадях.

Чересседельник

Чересседельник служит для удержания всего комплекта упряжи на спине лошади. Изготовляют чересседельники или из сыромятного ремня, или из тесьмы. Чересседельник должен быть равномерно подтянут в целях правильного расположения хомута.

Дуга

В одноконной оглобленной запряжке необходимым приспособлением является дуга. Дуга служит модератором: она смягчает толчки, возникающие при перевозках грузов по неровной дороге. Основные свойства хорошей дуги заключаются в достаточной ее прочности, упругости и легкости. Дуги бывают, в зависимости от их назначения, возовые или легковые. Возовая дуга применяется при выполнении тяжелых работ; такая дуга должна быть более упругой и прочной – вес ее около 5 кг. Для легковых разъездов употребляется более легкая дуга, весом до 2 кг, более податливая к сгибанию. Лучшим древесным материалом для изготов-ения дуг считается вяз.

В пароконных дышловых запряжках вместо оглобель применяются веревочные, тесемочные или ременные постромки. В гужевые отверстия хомута вместо гужей пропускают сыромятный ремень, который переплетают сшивкой, к кольцу или мочке прикрепляют постромки.

Шорка

В некоторых районах при запряжке лошадей применяют шорку, или лямку. Шорка имеет известные преимущества перед хомутом: она легче его, без особого труда может быть подогнана к любой лошади. Однако во время работы шорка давит на узкую полосу груди, затрудняет движение лошади, ограничивает подвижность лопатки и плече-лопаточного сустава. Недостатки шорки ограничивают ее применение только дышловыми запряжками при легковых разъездах. На обычных сельскохозяйственных работах хорошо подогнанный хомут удобнее шорки.

Тенденция современности в изготовлении упряжки

Что такое современная конская упряжь? Это отдельные виды забав для людей, возможность для развития конного спорта и просто неповторимое зрелище. Ни у кого не возникают сомнения, что упряжные экипажи — это красиво и элегантно, а конные скачки завораживают даже людей, равнодушных к конному спорту. Соревнования, в которых участвуют парные упряжи, демонстрируют мастерство кучера, его умение вести лошадей к победе.

Техническая сторона скачек касается того, насколько продумана и организована непосредственно упряжь, а также сбруя. Каждый победитель знает, что на одном энтузиазме серьезное соревнование не выиграть. Пошаговая подготовка человека, скакуна и оснащение упряжи — три части будущего успеха, которые идут неразделимо, как цельная система.

Из чего состоит повозка победителя? Скачки, в которых для управления лошадями наездник использует вожжи, узду и команду голосом, бывают следующих видов:

  • гонки среди упряжек;
  • классы упряженные;
  • катание.

От вида соревнования зависит оснащение упряжей и количество основных этапов подготовки: тренировка лошадей, подготовка повозки, основные тактические элементы. Главная часть забега совершается задолго до сигнала старта. Виды упряжи при любых обстоятельствах должны быть безопасными и для наездника, и для животного (лошади, которой необходимо доверять кучеру). Пробежаться гуськом или победить в элитных скачках — не имеет никакого значения, вне зависимости от того, какое название у титула, коновод или кучер берет на себя обязанность обеспечить безопасность пристяжных скакунов. Животный мир всегда чувствует уверенность и контроль со стороны человека, и лошадь в таком плане не обманешь. Слаженная работа скакуна и кучеров — вот залог истинной победы.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения. Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным. После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд. Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство. Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д

При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости. Погода при заездах должна быть благоприятной

Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений. Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Разновидность упряжи

Европейская, или деревянная, упряжь пережила немало метаморфоз, прежде чем достичь настоящего совершенства. Актуальная по сей день, упряжь и ее популярные виды (в экипаже пара или тройка скакунов, в крайнем конная упряжь вмещает четыре особи) собираются коневодом (опытным кучером) собственноручно. Опытному мастеру не нужны подсказки или посторонняя помощь. Качественная сбруя является главным инструментом на соревнованиях.

Сложный и одновременно увлекательный вид спорта – конный – предполагает искусное владение упряжью и лошадьми. Добиться результатов в этом виде спорта нелегко, а систематические тяжелые тренировки выдерживают не все люди и животные. Управляет экипажем наездник, но только слаженная работа каждой части повозки приводит экипаж к желанной победе.

Цельная система состоит из дуги, вожжей, хомута и прочих деталей (иногда оснащается дополнительными элементами, такими как шлея или петля). Как определить точное количество элементов качественной упряжки? Комплектация повозки зависит от ее прямого предназначения:

Дуговой экипаж на одну лошадь. Для такой повозки понадобится всего один скакун, что существенно упрощает процесс управления вожжами. Состоит упряжка из следующих частей: дуга (не перенапрягает шею лошади), хомут, гуж, оглобля и чересседельник. Модель повозки без дуги (дуга замедляет скорость экипажа) включает в себя шлеи (шлеей гораздо легче управлять), хомута и ременных гортов. Оглобельно-постромочная упряжь. Сбруя с короткими оглоблями крепится к седлу, а не к хомуту (дуга отсутствует). Сбруя постромочно-дышловая. Основной отличительной чертой упряжек такого типа является дышло, а не петля. Запрягаются в повозку с постромочно-дышловой сбруи одна — две лошади. С помощью дышла легче регулировать поворотные движения во время быстрой езды. Фото сбруи демонстрирует все ее преимущества и изящный внешний вид. Упряжь на 2-х лошадей не оснащается шлеей, она более надежная и устойчивая на крутых поворотах, а строение сбруи обеспечивает безопасность скакунов (уберегают их шею и позвоночник). Мастер собственными руками запрягает коней и проверяет всю упряжь. Постромочные удила. Дуга в упряжах такого типа отсутствует полностью. Детали вроде дышла и оглобли или жердь найти на повозке не удастся. Конная упряжка работает за счет хомута. Простая конструкция – не самая удобная, но недорогая. Во время быстрого движения управлять повозкой будет трудно. Лошадиная запряжка оснащается тормозами (ремень особого вида). Шлеей такие повозки не укомплектовываются. Комбинированная конная европейская упряжь. Для комбинированной конской повозки используется не две, и даже не три лошади: необходимо 6-8 скакунов. Дышло и оглобель обеспечивают управление несколькими скакунами

Важно выбрать подходящих по росту и весу коней, отчего их сила только возрастет. Одной лошадью упряжка не обойдется

Животные правильно выстраиваются, так, чтобы нагрузка на их позвоночник была равномерной. Более выносливые скакуны – коренники – сдерживают весь экипаж. Цуг. Упряжка для шестерых скакунов управляется с помощью дышла (иногда используется петля). Ведут весь экипаж коренники, и именно они задают скорость всей упряжке. Хомута в повозке типа цуг нет вовсе. Тачаночная. Четверо коней и тачанка утратили свою актуальность еще 100-200 лет назад. Встретить такой вид конской повозки не удастся. Используемая сбруя состоит из постромка и дышла (не оснащается шлеей и отсутствует петля). В ней нет ни хомута, ни дуги, а также отсутствует петля. Перераспределение нагрузки на шею лошади незначительное, хотя такие повозки используются для рабочих перевозок.

Для обыкновенных саней, служащий для рабочих целей, необходима петля (для 1 лошади или нескольких скакунов) или ременная деталь, разные виды хомута. Опытный мастер самостоятельно подбирает части повозки, которой легко воспользоваться. Ее можно сделать своими руками или подобрать под нужды лошади или экипажа, что является несомненным преимуществом индивидуальных упряжек. Спортивная же верховая езда требует совершенно других стандартов качества, а уход за лошадями и упряжками становится первостепенной задачей кучера.

Используются экипажи для развлечения или спортивных достижений, в этом случае упряжки обязаны быть качественными, правильно установленными и подобранными под конкретную лошадь. В деталях заключается скорость повозки и время ее службы.

Особый вид спорта завораживает и восхищает именно слаженной работы кучера и его подопечных.

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: