Сани для лошади: виды и как изготовить самостоятельно?

Несколько столетий назад, люди передвигались на огромные расстояния с помощью лошадей, верблюдов или ослов. Для этого, они использовали телеги или сани. В наше время появились современные способы передвижения, однако многие сельские жители не хотят отказываться от старого способа перевозки.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как самому сделать сани для лошади и как их запрягать. Мы узнаем, какие бывают виды повозок и какие особенности их изготовления.

Сани для лошади — какие бывают, их особенности

Чтобы ездить быстро зимой всей семьей на лошади, нужны сани. На обычной телеге тяжело быстро кататься по снегу. Простые сани состоят из оглобли и кузова. Сани люди использовали еще до нашей эры, поэтому уже в наше время их усовершенствовали и изобрели много видов. Основным преимуществом саней перед повозкой – это удобство передвижения по снегу и скорость.

Первые сани делали очень просто. Кто-то привязал к лошади жерди и положил на них груз – этот вид саней называется волокуши. Можно сказать, что — это первый прототип саней. Потом такие сани решили углубить и приделать к ним борта. Так сани понемногу стали приобретать современный вид.

В наше время есть несколько видов саней, которые используются для разных целей.

  1. Русские беговые сани сделаны с низкой спиной для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, смог вылезти из саней ни за что не зацепится, во время состязаний.
  2. Городские сани рассчитаны на двух человек. Это компактные и узкие сани используют для передвижений в городе.
  3. В прошлые времена, все крестьяне имели розвальни сани. Их использовали для того, чтобы перевозить тяжелый и объемный груз. Изготавливают их из дерева, чтобы они были легкие и в то же время надежные.
  4. Европейские охотничьи сани имеют тормоза, в отличие от других видов.

Как видим, есть много видов саней, которые имеют разные предназначения. Некоторые люди хотят изготовить такой вид транспорта самостоятельно. Давайте узнаем, что для этого надо.

1. Вводная

Сани, санки, возки, кузовки, почевни, чехони – и еще много-много есть всяких разновидностей и конструкций этого удивительного транспортного средства. Первоначально это было действительно важное и необходимое средство передвижения и перевозки.

Сани, санки, возки, кузовки, почевни, чехони - и еще много-много есть всяких разновидностей и конструкций этого удивительного транспортного средства

В наше время сани – это элемент развлечения приносящий радость и позитивные эмоции. Как взрослым – сказочные деревянные сани:

Сказочные деревянные сани

Так и детям:

В наше время сани - это элемент развлечения приносящий радость и позитивные эмоции

Само слово «сани» является русским. Уже позже его заимствовали в свои языки многие другие народы, в первую очередь славянские. Лингвисты утверждают, что слово образовано от термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, который напоминает очертаниями змею.

слово образовано от термина сань что буквально означает змея

Как изготовить сани самостоятельно

Делать сани для лошади своими руками – это непросто. Для этого, вам нужно заранее подготовить материал, из которого будет сделаны сани, взять необходимые инструменты и сделать чертежи. Особое внимание нужно уделить чертежам. Чтобы правильно их составить, нужно взять пример из интернета и следовать ему. Определитесь с видом саней, выберите чертеж, который вам нравится.

Перепроверьте, правильно ли вы составили чертеж, чтобы потом не переделывать сани. Если вы хотите украсить свои сани, тогда вам нужно сделать резьбу по дереву или заказать эту работу у опытного специалиста.

Телега

Телега, которую часто в народе называют возом, является упрощенным вариантом четырехколесной конной повозки. Телега чаще всего применяется в качестве грузового или транспортного средства. Телега в привычном для всех виде возникла в далеком 12 веке. Тогда она использовалась исключительно для грузовых перевозок. В те временна повозка полностью изготавливалась только из дерева, включая даже крупные колеса. Сегодня тоже телеги делаются из дерева, но рама для нее изготавливается из металлической конструкции. Для изготовления колес в настоящее время используются резиновые рессорные шины.

Галерея: русские сани для лошади (25 фото)

Подготовительный этап – особенности выбора материалов

Прежде чем вы начнете делать сани, вам нужно выбрать материал для полозьев. Сделать их можно из дерева или метала. Если вы выбрали дерево, тогда его нужно подготовить и обработать. Для этого, вы должны обладать такими навыками работы с деревом.

Металлические полозья нужно выковать самому или заказать мастеру. После того, как у вас есть материал, вам понадобятся:

  1. Металлические трубы,
  2. Листы фанеры,
  3. Уголок или металлический профиль,
  4. Краска или лак,
  5. Деревянные доски,
  6. Металлические листы,
  7. Чертежи,
  8. Инструменты для работы с деревом.

Убедитесь, что у вас есть все эти материалы и инструменты, иначе вы долго будите делать сани. Также вам нужно сделать чертеж саней, для этого можно скачать схему в интернете.

Совет! Если вы не хотите сами делать полозья, закажите их мастеру.

Для рыбалки

Молодого рыбака от опытного можно отличить по одному признаку. У опытного всегда огромное количество приспособлений и принадлежностей для рыбалки.

Одним из таких являются сани для рыбалки. Давайте рассмотри, как их можно сделать своими руками.

Для изготовления нам нужны дрель, доски, желательно сосновые, наждачная бумага, лобзик и клей.

Доски буду служить полозьями. Вырезаем на них полуокружности. Вырезаем листы из металла и для улучшения скольжения прикрепляем к доскам-полозьям.

Для соединения полозьев крепим сверху бруски. Сверху устанавливаем несколько досок так, что бы у нас было основание и сидения для рыбака. Ведь многие уходят за добычей не на один день, и такое сидение очень будет полезным.

Доски стоит покрыть лаком, чтобы они так быстро не пришли в непригодность.

Санки для рыбалки они не очень большие по размеру. Поэтому их можно сделать из многих уже не нужных дома вещей. Например, модернизировать старые металлические ванны.

Наверное, многие помнят, старые советские тазы, продолговатой формы. Можно на них закрепить полозья. В такие санки вы можете много взять с собой необходимого инструмента, а так же и увезти очень большой улов.

В интернете много схем, фото и видео как сделать сани своими руками. Техника изготовления у всех примерно одна. Просто где-то более модернизированный вариант.

Стоит помнить, что любые сани после их изготовления нужно испытать на профпригодность. Сделать домашнюю обкатку.

Надеемся, данный материал был для вас полезен и никакие снега не будут для вас преградою.

Подробная инструкция с чертежами

Прежде чем вы начнете делать сани, вам нужно нарисовать сани с лошадью и сделать чертеж. В начале, мы рассмотрим, как делать маленькие сани. Некоторые начинают делать сани с полозьев, так как — это самые сложные детали, но мы вначале сделаем сиденья. Выберите доски для сидения и подготовьте их. Вырежьте из досок сидения нужного размера и не забудьте сделать в них пазы для того, чтобы соединит их с полозьями.

Когда вы будете крепить доски для сидения, между ними должно остаться расстояние, около 5 миллиметров. Крепить их нужно с помощью шипов.

Внизу изображен примерный чертеж саней для коней.

Изготовление дуги

После того как каркас собран, оглобли прикреплены, приступаем к изготовлению дуги. Она необходима для того чтобы составить из повозки и сбруи единое целое.

Для того чтобы изготовить дугу нужно взять деревянный брусок длиной 1,5 – 2 м. и провести специальные процедуры, необходимые для придания эластичности бруску. Подготовка такая же, как для полозьев. После окончания загиба, края дуги необходимо стянуть плотным жгутом и оставить в таком виде на 40 дней для просушки. Последним шагом дуга обрабатывается, покрывается лакокрасочными составами и разрисовывается.

Для того чтобы изготовить зимнюю повозку, потребуется большое количество времени и терпения, ведь недаром в пословице говориться – «Готовь сани летом». Но вот когда наступит зима, выпадет много снега, то станет ясно, что все затраченные силы, нервы и время не пропали даром.

сани для лошади своими руками чертежи

Завершающий этап – полозья

Сделать полозья не так уж и просто. Если их делать из метала, тогда лучше взять нержавеющую сталь. Эту часть саней нужно делать плоскими кованными. Вам нужна будет помощь, чтобы согнуть их.

Когда вы решили делать полозья из дерева, тогда вам нужно сделать выкройку и перенести ее на дерево. С помощью лобзика, вырежьте полозья и повторите такую операцию еще раз, для другого полозья. Используя шлифованную машинку, зачистите ребра вырезанных полозьев.

Делая большие сани, нужно прикрепить к полозьям дополнительные планки и закрепить их круглыми шипами, на которых уже есть клей. Благодаря этому, сани будут надежными и крепкими. Когда клей высох, нужно обрезать ненужные части шипов и прошлифовать их вместе с полозьями.

Чтобы прикрепить между собой полозья, нужно просверлить глухие дырки в середине круглых поперечин. После этого, просверлите отверстия в полозьях и с помощью деревянного шипа, прикрепите к ним поперечины.

Последний штрих – это приделать к нижней части полозьев алюминиевый лист, закрепив его шурупами. Это нужно для того, чтобы сани было легко передвигать по снегу.

Строение саней

Сани – это, прежде всего конструкция, которая состоит из деталей, поэтому сперва нужно разобраться в её строении. Для примера возьмём розвальни. Почему именно их? Потому что, розвальни – это нечто среднее между дровнями и выездными санями. При желании, достаточно лишь незначительной модернизации, чтоб получить одно или другое.

Рассмотрим строение деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом.

Рис.1 Сани – розвальни. Общий вид.

а) вид сбоку;

б) вид сверху.

  • полоз;
  • подрез;
  • кованая скоба;
  • копыл;
  • болт для крепления полоза;
  • планка;
  • рама;
  • боковой отвод;
  • настил;
  • щиток;
  • передний брусок;
  • стальной пруток;
  • скалка;
  • поперечина боковых отводов;
  • верёвка;
  • поперечные доски щитка.

Основной частью любых саней являются полозья (1). Как видно на рис.1, длина полозьев в уже загнутом состоянии составляет 2250 мм, а высота загнутой части не превышает 800 мм. Сечение бруса, из которого выгнуты полозья в пределах 80 мм, расстояние между их средними точками 570 мм – это ширина колеи. От подреза (2) до крайней точки дуги полозьев расстояние должно быть не более 600 мм, а от места крепления полозьев к переднему бруску (11) до крайней точки дуги – 420 мм.

Длина рамы (7) составляет 2100 мм, а настил (9), который крепится к раме, должен быть в пределах 1500х700 мм. Расстояние между крайними точками отводов (8) не должно превышать 1300 мм.

Рис.2. Сани — розвальни. Рама и крепление

а) конструкция рамы;

б) крепление рамы;

в) кованая скоба для оглобли.

  • поперечный брусок;
  • продольный брусок;
  • полоз;
  • крепёжная скоба;
  • копыл;
  • стальная планка.

Рама к полозьям крепится с помощью копыл сечением 30х15 мм (5), крепёжных скоб сечением 50х3 мм (4) и стальных планок сечением 50х3 мм (6). Расстояние между полозьями и рамой варьируется от 100 до 300 мм. В раме заранее должны быть сделаны отверстия для копыл.

Рама усиливает конструкцию и становится жёсткой благодаря равномерному креплению поперечных брусков (1) к продольному брусу (2). В этом моменте главное соблюдать строгие параллели, чтобы в дальнейшем сани не уводило в сторону и не опрокинуло.

Чтобы защитить человека от снега, которые летит из-под копыт лошади, устанавливается щиток (10), нижним концом который крепится к полозьям, а верхний к переднему бруску (11) – это место жёсткого крепления загнутых концов полозьев. Впереди этого бруска прикреплена скалка (13), на которой держатся передние концы боковых отводов. Чтобы детали 10, 11 и 13 в месте соприкосновения хорошо держались, их укрепляют стальными прутками (12) и протягивают через верхнюю конструкцию к раме, где и закрепляют в самих полозьях. В боковых отводах, как и в настиле, необходимо заранее сделать отверстия для вплетения веревки (15).

К каждому полозу также прикрепляется стальная скоба (рис.1а – 3, рис.2в), которая предназначена для крепления оглоблей.

Сани для лошади

Чтобы приготовить полозья, нам понадобится нержавеющая труба с диаметром 40 мм. Нужно взять две такие трубы, длина которых будите на метр больше, нежели длина самих саней. Загните трубы трубогибом так, чтобы они были одинаковые. Загните заднюю часть полозьев и ваши сани смогут ехать назад.

Чтобы ваши сани быстро и легко шли по снегу, на внешнюю часть полозьев прикрепите тонкую металлическую полоску. Учитывая длину саней, нужно приварить стойки к каждой стороне. Если будут маленькие сани, тогда можно сделать две стойки, если вы планируете перевозить тяжелые грузы, то размер между стойками должен быть 20 см., длина стоек должна быть 25 мм. Ее можно сделать, как из дерева, так и из метала.

Поперечными перекладинами соедините стойки. Сделайте 6 кобылок, длиной 10 см из трубы и приварите их к полозьям. Там, где вы будите крепить оглобли, приварите металлические ленты размером 15*10 см, толщина их будет 8 мм. Просверлите в этих полосках дырки для крючков.

После этого, нужно зачистить швы, покрыть сани грунтовкой и покрасить их. Потом сделайте скамейку из досок, а борта саней – из фанеры.

Совет! Если вы будите возить людей, вы можете нашить на сидения подушки и разрисовать сани.

Подготовка (учет различных факторов)

Выбор материала и конструктивное решение саней зависят от нескольких важных факторов.

  • Рельеф местности. Если вас ожидают передвижения по неровному ландшафту, усильте амортизацию дышла и сиденья. Это можно сделать с помощью демпфера, обивки и надувной прослойки.
  • Тип снежного покрова. Он определяет идеальную форму полозьев. Широкие лыжи лучше передвигаются по рыхлому снегу, а узкие — по льду. Чем больше изгиб полозьев, тем меньше они зарываются в глубокий снег. У самых быстроходных саней концы лыж поднимаются до каркаса и крепятся к его передней части.
  • Нагрузка. От этого зависит требуемая прочность материала. Пластиковые сани способны выдержать ребёнка или взрослого весом до 70 кг. Для полноценных пассажирских саней подойдёт сплав алюминия, а для грузовых — сталь или дерево. Также важна высота бортов. Обычно она составляет 30 см, но вы можете сделать её больше, чтобы сани были вместительными и безопасными для пассажиров.
  • Стиль езды. Помните, что сани с низким центром тяжести переворачиваются реже. Если вы планируете устраивать экстремальные заезды с крутыми поворотами, отдайте предпочтение приземистой конструкции. Сиденье в таком случае должно находиться на высоте около 20 см.

Особенности катания на санях с лошадью поэтапно

Катание на санях запряженных лошадью не имеет особых правил. Самое главное, что нужно сделать – это правильно запрячь лошадь. Пассажиры, которые сидят в санях, должны крепко держаться за борта.

Водителю нужно быть осторожным при поворотах или когда тормозит лошадь. Резкие движения могут выбросить одно из пассажиров. Если человек никогда не катался в санях, предупредите его, об особенностях передвижения этого транспорта.

Как правильно запрячь лошадь в сани

Запрягать лошадь – это не простое дело, нужно понимать и знать, как застегивать все детали, и для чего они там нужны. В запряжке нет лишних или не нужных деталей, поэтому важно не оставлять не закрепленные какие-то части упряжки. Если правильно запрячь лошадь, тогда вы сможете без страха ездить по бездорожью или в снежных участках.

Упряжь для саней очень похожа, на упрягу для повозки, все их детали одинаковы. В ее состав входят:

  • Седелка,
  • Узда,
  • Хомут,
  • Дуга,
  • Подбрюшник,
  • Шлея,
  • Подпруга,
  • Вожжи,
  • Чересседельник.

Все эти детали нужно правильно соединить.

Сам процесс

Процесс по упряжи лошади состоит из таких шагов.

  1. Вначале нужно одеть уздечку на лошадь. Нагрейте в руке трензель, чтобы они не повредили рот животного.
  2. Возьмите в левую руку упряжь, а в правую — шею лошади и кладите ее на лошадь так, чтобы седелка была на нужном месте. Поправьте гриву лошади и шлеи, чтобы они ровно лежали на животном.
  3. Потом затягиваем подпругу так, чтобы живот животного не сильно был передавлен.
  4. Оденьте через голову лошади хомут.
  5. Заведите коня в оглобли и закрепляем его. Параллельно прикрепите дугу.
  6. Оглобли нужно прикреплять за петлю сиделки.
  7. Нужно затянуть на хомуте супонь.
  8. Проверьте, как вы закрепили дуги, так как это влияет на то, будет ли животному больно при толчках.
  9. Пристегните вожжи к узде.
  10. Когда вы запрягаете три лошади, тогда боковые пристяжи лошадей нужно пристигнуть за шлеи.

Важно перепроверить, как вы запрягли лошадь, чтобы сани не перевернулись или не распряглись во время езды. Мало того, упряжка не должна причинять боль животному.

Основные принципы построения

Несмотря на то, что русские сани весьма разнообразны, у них у всех одинаковый принцип строения. Основной их частью являются загнутые по краям полоски внизу короба. Обычная их длина в загнутом виде – 2 м. 25 см., а высота – не более 80 см. Ширина колеи между ними -57 см.

Кроме полос для скольжения к основным частям таких повозок относятся рама, щиток, скалка, оглобли. Все детали между собой должны быть качественно скреплены.

как сделать сани для лошади своими руками

Где и как купить, возможность проката, цена

Купить сани можно в специальных магазинах, которые продают такие товары или выкупить у хозяина. Также, некоторые заказывают сделать сани мастеру.

В интернет-магазинах, можно найти разные виды саней. Их цена зависит от размера, материала, вида и предназначения саней. Если вы покупаете сани у хозяина, тогда вы сможете купить их немного дешевле.

На прокат дают сани в курортных городах там, где есть горы и красивые пейзажи. Также, если в вашем городе есть фирма, которая занимается прокатом саней, тогда вы можете сотрудничать с ними.

Лошадь с санями – фотографии, рисунки

Определится вам с формой и видом саней помогут картинки.

Кузов

Кузов будет выполнен в прямоугольной форме. Его нужно обшить ДСП или фанерой с внутренней стороны. Толщина обшивочного материала должна быть около 1 сантиметра.

Сам каркас можно изготовить из обычной трубы. Толщина трубы в таком случае должна быть около 2 сантиметров.

Можно использовать как квадратную форму, так и круглую. Толщина металла трубы должна составлять не меньше 2 мм. Основные параметры кузова будут примерно 2 м/2 м/0,3 м.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: