Седло для лошади: виды, строение, как сделать своими руками, размеры, как правильно надеть на лошадь, видео

Седло и уздечка являются, пожалуй, самыми необходимыми атрибутами в экипировке лошади. Седло предназначено не только для удобства всадника, оно также выполняет важную роль в сохранении здоровой спины лошади, т.к. вес всадника распределяется по всей конструкции седла, тогда как при езде без седла вес всадника приходится на одну точку. Вместе с тем неправильно подобранное седло может искалечить спину лошади, сделав из нее инвалида. Поэтому изготовление седла очень ответственный процесс, тем не менее, если вы решили сделать седло своими руками, следует подробнее узнать из чего оно состоит.

Составляющие элементы седла

Основным элементом седла является ленчик, который состоит из деревянных досок. Для их скрепления используются металлические дужки. В современных моделях ленчик изготавливается из высококачественного пластика, который хорошо гнётся. Форма основного элемента определяет форму будущего седла. На этот каркас устанавливаются все остальные элементы конструкции.
К числу других, не менее важных, можно отнести следующие части:

  • крылья;
  • подкрылки;
  • подушки;
  • приструга;
  • луки;
  • мартингал;
  • стремена;
  • подперсье;
  • путлища;
  • вальтрап.

Крылья и подкрылки используются для того, чтобы ноги всадника не соприкасались с подпругой и пряжками. Для изготовления подушек используется специальный плотный материал. Они набиваются шерстью или синтетическим заменителем. Такие подушки нужны для защиты позвоночника лошади, а также для комфорта самого всадника.

Пристругой является ремень, который крепится под крыло. К этому элементу с обеих сторон присоединяется подпруга. Этот элемент конструкции располагается под животом лошади. Подпруга удерживает седло, чтобы оно не сползало.
Важно правильно закрепить подпругу, чтобы конь не чувствовал дискомфорта. Чтобы правильно разместить, нужно отметить 4 пальца от передней конечности животного. Затягивать следует так, чтобы между подпругой и ногой коня можно было просунуть ладонь. Если же ремень сильно перетянут, лошадь не сможет нормально наклонять голову. У животного будут пережиматься артерии, и как следствие, формироваться гематомы.
Луки представляют собой выступы спереди и сзади седла. Они могут иметь самую разную форму. Чтобы животное не задирало голову выше необходимого уровня, используется мартингал. Этот элемент представляет собой специальный ремень из кожи. Он размещается между ногами животного и крепится к оголовью и подпругам.

Чтобы всаднику было удобно держать ноги, монтируются стремена — металлические опоры. Их следует располагать с обеих сторон седла.

Обеспечить хорошее крепление седла помогает подперсье. Его концы монтируются на ленчик и подпругу. Особенно важен этот элемент для тех, кто ездит по неровной местности, так как седло при повороте может сдвинуться.

Под седло ложится специальный коврик, который называется вальтрап. Его второе название — потник для лошади, так как он полностью впитывает пот животного. Такой коврик нужен также и для того, чтобы седло не скользило, и лошадь не перегревалась. Важно постоянно следить за чистотой потника и регулярно очищать его.

Наружная обивка

После всех манипуляций подходим к завершающей стадии изготовления седла – наружной обивке. Для этого можно взять кожу или мешковину. Выбрав понравившийся материал просто обшиваем ленчик и седло готово! По желанию его можно украсить вышивкой, нашить холмики – все, на что горазда ваша фантазия.

Подпруги, приструги с стременами вы можете приобрести в любом конном магазине. При желании вы можете купить пряжки и изготовить их самостоятельно.

После того, как седло будет готово, его необходимо испытать. Помните, что седло должно подходить не только вам, но и вашему скакуну!

Характеристика основных разновидностей

Изначально седло представляло собой накидку, которая имела несколько ремешков. В настоящее время — это целая конструкция, которая делает езду на лошади не только комфортной, но и безопасной. Вид седла подбирается в зависимости от породы и индивидуальных особенностей животного, а также в зависимости от типа езды и предпочтений наездника. Существуют следующие разновидности сёдел:

  • кавалерийское;
  • казачье;
  • дамское;
  • конкурное седло;
  • выездковое;
  • универсальное;
  • троеборное;
  • скаковое;
  • офицерское.

Выбор конкретного типа седла зависит от длительности и цели поездки. Самым распространённым вариантом является универсальное седло, а все остальные можно встретить чаще всего на выставках и соревнованиях.

Кавалерийский и казачий тип

Если всадник будет находиться на коне длительное время, то лучше отдать предпочтение кавалерийскому типу седла. В этом случае ленчик изготавливается из дерева или стали, поэтому нагрузка на лошадь распределяется максимально равномерно. Такой тип седалища использовался конными войсками, которые участвовали в затяжных походах.
Казачий тип также хорошо подходит для длительного пребывания на коне. Особенность такой конструкции заключается в том, что человек может встать на прямые ноги непосредственно во время движения.

Женское и конкурное сиденья

Женское седло для лошади было придумано ещё в XIV столетии, в те времена женщинам было неприлично ездить на мужском седалище. Сиденья для дам отличались особенной формой, которая позволит женщине держаться одной ногой в стремени. Однако, в XX веке женщины начали активно носить брюки, поэтому надобность женского сиденья для лошади отпала. Сейчас снова вернулась мода на дамские седалища, их можно увидеть на выставках или соревнованиях.

Конкурное седалище имеет особенную форму. За счёт выдвинутых крыльев всадник может плотно прижимать ноги и занимать устойчивое положение на время прыжка. Отличительная черта выездкового типа заключается в том, что наездник имеет контакт с боками лошади.

Мастерим живец

Лучше всего выполнить данный элемент из сыромятной кожи, поскольку этот материал обеспечивает комфорт не только для всадника, но и для лошади. Что представляет собой живец? Это широкая полоска кожи, которая закреплена в верхних точках передней и задней дуги ленчика. Ширина может регулироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений всадника и анатомических особенностей скакуна.

Также на каждой полке ленчика необходимо просверлить по восемь дырок, которые будут использоваться для вплетения внутрь тонкой кожаной ленты. Однако для этого рекомендуется сперва замочить материал в теплой воде, чтобы он приобрел хорошую эластичность. После этого останется только проделать еще шестнадцать отверстий в широкой полоске и переплести все детали между собой любым удобным для вас способом.

Изготовление в домашних условиях

Строение седла достаточное сложное. Если есть определённые знания, нужные материалы и инструменты, его можно сделать в домашних условиях самостоятельно. Важно выбрать качественные и износостойкие материалы. Конечно, сиденье для езды на коне можно выбрать и в магазине, но снаряжение, сделанное собственноручно, будет уникальным и максимально удобным. Наездник, делая такое устройство, в первую очередь опирается на свои предпочтения и особенности своего скакуна. Перед тем как делать полноценное седло, стоит попробовать сделать такую же миниатюру для игрушечной лошади Шляйх.
Чтобы смастерить седалище, потребуются следующие инструменты и материалы:

  • плотный картон;
  • нож;
  • поролон;
  • ножницы;
  • гвозди;
  • скобы;
  • ремни из качественной кожи;
  • кожа или синтетический материал с высокой прочностью;
  • молоток;
  • лобзик;
  • наждачная бумага.

Создание седалища своими руками довольно сложное и кропотливое дело. Однако, если есть старая основа, все будет намного проще. В этом случае нужно просто-напросто сменить обивку, ремни, а также прикрепить более новые детали. Если же готового основания нет, то его можно сделать своими руками.
При конструировании конного сидения нужно опираться на индивидуальные размеры животного. Поэтому в первую очередь нужно узнать параметры своего скакуна. Далее, в соответствии с полученными размерами, нужно сделать выкройку ленчика из бумаги. Потом он изготавливается из дерева. Далее следует сделать полки. Для этого можно использовать деревянные доски или фанеру. Их нужно соединить при помощи крепкой проволоки, они должны держать свою форму по всей спине животного. В полках нужно проделать несколько отверстий, в которые будут вставляться подпруги.

На следующем этапе нужно изготовить ленчик из дерева и хорошо зашлифовать его при помощи наждачной бумаги, поверхность должна быть идеально гладкой. После того как каркас будет полностью готов, можно будет обшивать его. Первый слой рекомендуется сделать из поролона. Далее нужно из войлока сшить специальную накладку для полок.

Подпругу и приструги лучше всего приобрести, так как скрафтить их своими руками может быть проблематично. Завершающий этап — это обтягивание каркаса кожей или другим прочным материалом. Для скрепления лучше всего использовать степлер. В конце нужно пристегнуть стремена. Опытные мастера делают также ещё кордео.

Вьючное

Вьючное седло для лошади.

Какие еще существуют виды седел для лошадей? Пожалуй, самое время упомянуть о вьючном изделии, которое считается одним из самых комфортабельных во всем мире. Первоначальной конструкцией такого седла являлась деревянная рама с довольно толстой подушкой, которая набивалась различным мягкими материалами (обычно соломой). Современные же конструкции довольно сильно схожи с полочными, однако у них отсутствует верхняя часть. Также в изделие включены специальные поддерживающие подставки для боковых вьюков, которые позволяют выполнять верхом сложные маневры. Многие современные устройства имеют несколько креплений, предназначенных для закрепления груза. Данная разновидность седла является одной из самых лучших, однако ее будет весьма проблематично изготовить в домашних условиях.

Строение седла для лошади

Конное снаряжение может иметь как простую конструкцию, так и сложную.

Строение седла для лошади включает следующие элементы:

  1. Ленчик – основу седла. Параметры седла определяют по форме и размеру ленчика.
  2. Луки – изгибы кромки седла, выгнутой и слегка приподнятой формы. Изгибы расположены спереди и сзади конструкции.
  3. Защитадляногнаездникафендераиликрылья. Крыло не позволяет ногам дотрагиваться до приструги, подпруги и пряжек. Иногда крылья оснащают бенфуторами. Это упоры, которые расположены впереди и сзади крыла.
  4. Стременаопорыдляногнаездника. Внешне стремена напоминают скобы. Их выполняют из металла и крепят к седлу ремнями (путлищем) и кольцами (шнеллером). Путлища расположены с двух сторон седла и проходят сквозь кольца.
  5. Дваремня:пристругаиподпруга. Приструга находится под крылом, подпруга — располагается под животом животного. Подпруга удерживает упряжь и не позволяет ей сползать.
  6. Мартингал – кожаный ремень, который проходит между ног животного и закрепляется на подпругах и оголовье. С ним конь поднимает голову на определенную высоту.
  7. Подперсье – надежно фиксирует сиденье в необходимом положении и не позволяет ему двигаться. Это важно, если местность пересеченная или имеет подъемы.
  8. Защитныйковриквальтрап. Коврик хорошо впитывает пот животного и имеет второе название – потник. Он предотвращает скольжение седла, защищая кожу коня от потертости. Поэтому перед тем как надеть седло, вначале укладывают вальтрап.

Из чего состоит седло?

Седло имеет форму и вес, подобранные экспериментальным путём. В седле продумана каждая линия, а все его элементы имеют определённую функцию.

Всадник, сидящий на лошади без седла, давит своим весом на спину животного. Больше всего достаётся седалищным костям. Благодаря седлу, нагрузку удаётся распределить по площади соприкосновения.

Седло состоит из следующих элементов:

  1. Лука — изгибающаяся часть каркаса. Благодаря ей всадник сидит в седле более уверенно, надёжно. Различают две луки — переднюю / заднюю.
  2. Сиденье — расположено оно ниже луки. Именно его занимает седок во время поездки.
  3. Арчак или ленчик — твёрдый каркас, состоящий из лук и боковых лавок. Материал изготовления — клеёная древесина, пластмасса, стекловолокно. От размеров и очертаний арчака зависит внешний вид седла.
  4. Приструга — стременные ремни (их ещё называют путлищами).
  5. Стремена — их прикрепляют к седлу с помощью путлища и шнеллеров. Они обеспечивают надёжность езды. Позволяют всаднику осуществлять манёвры за счёт изменения центра тяжести.
  6. Шнеллера — замки, на которых крепят путлище.
  7. Крыло — элементы, изготовленные из кожи. Предназначены для прикрытия пряжек, прикрепляющих стремена и подпругу. Форма крыльев зависит от типа седла. Выездковые оснащены прямыми и удлинёнными крыльями, конкурные — короткими, продвинутыми немного вперёд.
  8. Потник — его кладут под сёдла ради повышения комфорта лошади. Выполнен из натурального материала, хорошо впитывающего лошадиный пот.
  9. Подушка седельная — она набита шерстью либо синтетикой. Предотвращает соприкосновение седла с позвоночником животного.
  10. Подпруги — ремни, охватывающие корпус лошади и удерживающие на её спине седло. Материал изготовления — кожа или синтетика.
  11. Мартингалы — кожаные ремни, идущие от подруги к оголовью. Необходимы для предотвращения слишком высокого задирания головы.

Потники необходимо периодически доставать, и отправлять в стирку, чтобы скапливающиеся на них загрязнения не травмировали спину животного.

Как сделать седло для лошади (седловка)

Так как сделать седло для лошади сложно, для изготовления выбирают простую модель. Хорошо, если есть навык работ с кожей и другими строительными материалами.

Изделие, созданное своими руками, будет иметь индивидуальный стиль и стоить дешевле.

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к изготовлению аксессуара, нужно подготовить специфические материалы и набор инструментов:

  • проволока и картон – для макета ленчика;
  • фанера, стеклопластик, деревянный или пластиковый материал;
  • плотная ткань или кожа;
  • поролон;
  • самодельные ремни или приобретенные в магазине;
  • молоток, напильник;
  • гвозди или строительный степлер со скобами – для фиксации деталей.

Приструги и подпруги

Приструга – это ремень, который «намертво» прикрепляется к основе седла и используется для фиксации конструкции на животном. Круговая подпруга – это длинный ремень из ткани или кожи, который охватывает грудную клетку лошади. Какой бы вид седла вы ни решили сделать, подпруг всегда будет две, а вот количество приструг может варьироваться от четырех до восьми. Для регулирования высоты рекомендуется использовать металлические лямки, приобрести которые можно в специализированном магазине.

Лучше всего крепить приструги прямо к ленчику, используя для этого мелкие гвозди. Вы должны добиться такого расположения элементов, чтобы в процессе использования седла подпруги не перекручивались и не доставляли дискомфорт лошади. Ясли хорошей кожи больше не осталось в запасе, то можно использовать гелевые подпруги. Такой вариант более широкий, однако также обеспечивает надежную фиксацию седла с корпусом лошади.

Как надеть седло на лошадь

Лошадь позволит надеть на себя амуницию, если будет полностью доверять своему хозяину. Вначале животное должно пройти начальную подготовку и выучить основные команды наездника.

Снаряжение надевают по следующим правилам:

  1. Животное осматривают на наличие травм. На спине не должно быть мусора в виде колючек и сена. Иначе загрязнения будут натирать кожу спины, что приведет к ранам и ссадинам. Весь мусор аккуратно стряхивают щеточкой или рукой.
  2. Чтобы не допустить натирания спины, сверху укладывают подушку.
  3. На вальтрапе располагают сиденье, затем опускают подпруги.
  4. Положение седла фиксируют с помощью ремня. Его застегивают на первую дырку, постепенно передвигаясь дальше. Затем подпруги проверяют на уровень подтянутости. Они не должны быть сильно затянутыми или ослабленными. Расположение пряжек делают равномерным.
  5. Защита крыла седла происходит при опускании вниз подкрылок снаряжения.

Делаем потник

Если вы решили сделать седло для лошади максимально качественным, то вам просто не обойтись без потника, который предотвращает натирание живца о спину скакуна. Сделать его можно при помощи того же войлока, который используется для подбивки полок седла. Однако, чтобы обеспечить лучшую сохранность этого материала, рекомендуется нашить на войлок тонкий слой из телячьей кожи (довольно дорогой вариант). В качестве кожного заменителя подойдет обычная брезентовая ткань или кирза. Чтобы полки седла крепились с потником более надежно, к крышке пришивают специальные ремни с лямками.

Лучше всего шить потник из двух кусков войлока, а выкройку производить с таким расчетом, чтобы передний кусочек материала немного «выглядывал» из-под полок (не более трех-пяти сантиметров). По бокам потник должен закрывать половину тела лошади, предохраняя корпус от давления пряжками подпруг. Также во время примерочных работ необходимо подтянуть потник таким образом, чтобы образовался небольшой «домик» сверху. Это делается для того, чтобы предотвратить сползание защитного элемента вниз в случае быстрой езды.

Как правильно садиться на лошадь в седло

Если подпруги плохо натянуты, то седло для лошади начнет съезжать в бок во время езды. Поэтому при посадке подпруги проверяют на уровень натянутости.

Правильность посадки:

  1. Посадку делают с левой стороны от лошади. Нужно стать возле ее передней ноги. Левой рукой взять поводья и одновременно над холкой ухватить часть волос гривы. Это необходимо: если животное испугается и резко поскачет, грива, зажатая в кулаке, надежно удержит наездника.
  2. В левое стремя вставляют ногу. Для этого стремя удерживают правой рукой и просовывают в него носок ноги. Правую руку переносят на заднюю луку, а левым коленом упираются до упора в крыло седла.
  3. Правой ногой отрываются от земли и подпрыгивают вверх. При этом держатся правой рукой за заднюю луку.
  4. При переносе правой ноги через спину коня носок оттягивают, чтобы не задеть животное шпорой или каблуком. В этот момент вся нагрузка переносится на левую руку, а правой рукой нужно держаться за переднюю луку. Опускание на сиденье делают плавное, путем давления на шлюзы крыльев седла.
  5. Нельзя делать резкую посадку. У животного срабатывает рефлекторный инстинкт, и конь может попытаться сбросить наездника. Особенно, когда к бокам животного резко прикасаются шпорами.
  6. Ступню правой ноги вставляют в стремя сразу после посадки. Затем разбирают поводья и садятся в правильное положение.

Если снаряжение новое, то после каждого выезда необходимо проверять спину лошади на наличие следов потертости. Выезды делают на короткое время.

Возникновение на кожи потертостей свидетельствуют, что седло выбрано неправильно. Это причиняет боль животному и хороших результатов в работе будет добиться сложно.

Функциональность седла

При изготовлении седла для лошади своими руками необходимо обращать внимание на следующее:

  1. Седло лошади не должно быть слишком узким. Узкое седло жмет на позвоночник, сдавливает мышцы, из-за этого в мышцах нарушается кровообращение. Между седлом и спиной животного должно свободно проходить 2-3 пальца, а полки должны плотно прилегать к спине и бокам. Если расстояние между спиной и седлом больше 2-3 пальцев – то это узкое седло.
  2. Седло не должно быть слишком широким. Широкое седло оказывает давление на позвоночник, вызывая боль, повреждает мышцы (органы движения) и связки. Если расстояние между седлом и спиной меньше 2-3 пальцев, особенно когда оно плотно прилегает к спине – это широкое седло.
  3. Седло должно иметь изгиб, полностью соответствующий изгибу спины лошади. Изделия с неправильным изгибом не будет плотно держаться на спине лошади. Оно будет двигаться при верховой езде, вызывая боль, стирание шерсти.
  4. Внутренняя обивка седла должна быть равномерной.

Функциональность седла

Основные виды сёдел

В зависимости от предназначения, снаряжение имеет разное строение седла, форму, вес и выполняется из различных материалов. Сёдла бывают универсальными, кавалерийскими, казачьими, а также дамскими.

Кавалерийское (строевое)

Каркас кавалерийского седла сделан из деревянного или стального материала. Изделие обладает хорошей износостойкостью и равномерно распределяет нагрузку по всей спине коня.

Благодаря этому всадник длительное время может находиться на лошади. Есть возможность дополнительно оснастить изделие специальным оружейным держателем и креплением под вещи.

Казачье

Снаряжение выполнено по особой конструкции. Специальная упряжь позволяет наезднику вставать на прямых ногах или выполнять элементы джигитовки.

Конструкция состоит из подушки, ленчика, рукояти и крыльев. Рукоять удерживает наездника при выполнении стойки и других элементов движения.

Женское (дамское)

Женское седло изобрели для знатных дам, которые носили пышные платья и длинные юбки. Такая одежда не позволяла им выезжать на охоту, тогда и появилось новое снаряжение, позволяющее женщинам сидеть боком.

При таком положении одну ногу ставят на луку, вторую — в стремя. Сидеть долго в таком положении неудобно, так как все тело затекает. В настоящее время дамское седло применяется редко и только на конных шоу.

Конкурное

Форма седла короткая, плоская. Снаряжение обеспечивает устойчивую посадку наезднику. При прыжках ноги сильно прижимаются к бокам животного благодаря выдвинутым вперед крыльям снаряжения.

Подушка, расположенная сзади, имеет декоративное значение. Это спортивное седло для лошади, применяемое на конных турнирах с препятствиями.

Выездковое

Посадка выездкового седла глубокая. Это позволяет наезднику полностью выпрямлять ноги. Добиться такого вида посадки получилось благодаря длинным крыльям зауженной конфигурации и путем укорачивания экипировки.

LiveInternetLiveInternet

I. Устройство седла. II. Особенности казачьего седла. III. Из истории седла. Приложение. Состав, укладка и приторочка военно-походного вьюка.

I. Устройство седла.

Основой казачьего седла является деревянный арчак или ленчик, состоящий из деревянных полок, металлических передней и задних лук (1и 6) и сыромятных живца с ожиловкой. В отличие от строевого седла, живец казачьего седла не имеет боковых подушечек. На передней и задней луках имеются небольшие рукояти, предназначенные для подвеса какого-либо оружия и вьючного снаряжения, а также для использования их для захвата рукой при джигитовке. Так же для джигитовки казачье седло снабжено не обозначенной на рисунке скашовкой — ремнём определённой длины, который соединяет между собой стремена под животом лошади.

Кроме этого, казачье седло снабжено пахвой (8). Пахва — подхвостник — ремень, одним своим раздваивающимся или одинарным концом пристёгивающийся к задней луке. Другой конец пахвы имеет мягкую петлю, сквозь которую пропускается хвост лошади так, чтобы петля оказалась в районе репицы хвоста. Пахва препятствует сползанию седла на шею лошади во время крутых спусков, езды по пересечённой местности, джигитовке.

В отличие от остальных сёдел, вместо кожаного сидения на арчак или ожилованный ленчик казачьего седла кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой (2). Сверху подушка притягивается к ленчику седельным троком (4), проходящим вкруговую, под животом лошади.

От натирания боков лошади путлищами применяются небольшие крылья прямоугольной формы — тебеньки (11), которые крепятся к ленчику с помощью сыромятных ушивальников.

Под номером 18 — обозначен клапан, защищающий ногу всадника от натирания пряжкой путлища. II. Особенности казачьего седла.

Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.

1. Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных. 2. Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше. 3. Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.

Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит «как на стуле» — ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен «облегчаться», т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. Тут хочется отметить, что в бой кавалеристы шли как раз, стоя на стременах, чтобы иметь более крепкое положение во время сабельного удара или работы пикой. Сравни посадку в обычном и казачьем седле на рисунке снизу.

Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке — опасная помеха. III. Из истории седла

До Николая I.

Конское снаряжение состояло из казачьего седла (с высокими луками и подушкой), чемодана из белого сукна, черных кожаных уздечки, нагрудника и подхвостника, а также суконных чепрака и подушечного чехла: у лейб-казаков — алых, а у лейб-уральцев — малиновых с обшивкой по краям и поперек углов белой тесьмой (у офицеров серебряным галуном).

При Николае I.

Конское снаряжение в основном осталось прежним. Казачьи седла сохранили высокие острые луки, причем задняя делалась более пологой, чем передняя. К остову седла с обеих сторон крепились на двух узких ремешках четырехугольные кожаные тебеньки (крылья), а к полкам седла — две ременные подпруги и путлища, просовывавшиеся в полированные стремена. Сзади при помощи ремней к седлу привязывали (у офицеров пристегивали) пахву (подхвостник), а спереди на луку набрасывали и закрепляли с левой стороны седла подперсье. Уздечка, как и прежде, состояла из налобника, щечных ремней, подбородника, переносья, и связанных вместе узлами поводьев и чумбура. Снаряжение офицерских лошадей украшалось медными бляхами. Под седло клали потник, обшитый черной кожей, а между лук — кожаную мягкую подушку, которая пристегивалась кожаным чересседельным троком, проходившим по ее середине, поэтому середина седла была самой низкой его частью, это и составляло главную особенность конструкции казачьих седел — в других кавалерийских седлах самая низкая часть находилась ближе к задней луке.

В торжественных случаях седло покрывали вальтрапом из сукна мундирного цвета с обшивкой по краям тесьмой прикладного цвета, а на подушку надевали суконный чехол с выкладкой по шву. Офицерские вальтрапы, кроме того, отделывались тесьмой (в артиллерии золотым галуном) на передних углах длиной в 24 см, а на задних — 42 см. У забайкальцев вместо вальтрапа ввели седельный чехол из черной кожи, обшитый по краям красной тесьмой, а подушка шилась из серого сукна. Седельный чехол офицеров над красной тесьмой украшался серебряным галуном.

Во время похода казаки возили с собой на своих конях форменную одежду, необходимые вещи и продовольствие. Все это хранилось в седельном вьюке. Он состоял из серого суконного чемодана, в который укладывали парадную форму и сапоги, фуражных сакв (в них возили корм для коня), сухарных сум для продовольствия, седельной подушки для хранения белья, портянок, перчаток и т. д., конской торбы, в которой лежали скребница, щетка и другие мелкие вещи. К передней луке приторачивали скатанную в трубку шинель или бурку.

При Александре II.

В войсках в 1867 году суконные вальтрапы и подушки заменили черными кожаными, суконные чемоданы — кожаными сумами, перекидными через седло, но в 1874 году чемоданы возвратили. Шинель скатывали и укладывали к задней луке на сумы. Полагавшееся ранее подперсье отменили, вместо него в случае надобности использовался нагрудник — передняя подпруга, которая застегивалась вокруг груди лошади. Состав седельного вьюка был дополнен фуражным арканом длиной 14 м и толщиной 1 см.

У кавказских казаков все снаряжение оставалось прежним. Седло делалось с острыми луками, четырехгранными крыльями из черной кожи, двумя подпругами и ременными путлищами, в которые продевались полированные (железные или медные) стремена в виде стаканчика. Уздечка и пахвы изготовлялись из более тонких, чем в других войсках, черных кожаных ремней и богато украшались бляшками с чернью, позолотой и т. п.

На седло надевался кожаный четырехугольный чепрак, обшитый по краям красной тесьмой, а у офицеров, кроме того, серебряной или золотой тесьмой или черкесским галуном, а между лук укладывалась черная кожаная подушка, отделанная с обеих сторон по типу чепрака, крепившаяся с помощью ременного трока (длина края чепрака вдоль лошади составляла 50 см).

При Александре III.

В Донском, Уральском и Оренбургском войсках лавки ленчика стали делать с плоской поверхностью, без прежнего прогиба, длина и ширина лавок была уменьшена, луки разводились шире, отчего просвет над хребтом лошади уменьшился. У кавказских казаков лавки ленчика часто делали неодинаковой величины, это портило спину лошади, сам ленчик был то не в меру высок, то узок, то, наоборот, слишком широк, обе луки большей частью ставились почти перпендикулярно, что беспокоило всадника при спусках и подъемах в горной местности. Применялись стремена разнообразной формы, нередко непригодные для войны. Размещение вьюка не было как следует продумано. Все эти недостатки следовало устранить. Начались работы по созданию нового типа казачьего седла, современного, приспособленного к любым боевым условиям.

При Николае II.

Во всех казачьих войсках с 1895 года полагался деревянный арчак одинакового образца, оклеенный снаружи тонкой черной кожей, вводились переметные сумы особой конструкции. Каждая сума состояла из двух отделений: заднего прямоугольного и переднего цилиндрического, общей длиной 45 см, высотой 27 см и шириной 23 см. Они могли быть кожаные, бурочные шерстяные черного цвета, но крышка у всех делалась только из кожи. Суконный гвардейский чепрак выкраивался из двух половин, сшивавшихся между собой внутренним швом с выгибом в верхней части по форме арчака, имел два мыска по форме и размерам головок передней и задней лук, передние и нижние (боковые) края — прямые, задние, от середины с небольшим отклонением вниз к углам, образовывали с нижними краями острые углы. Чепрак обшивался поперек каждого угла и по краям лампасами или галунами. Его длина по прямой линии: по середине — до 80 см, по нижним краям от заднего до переднего угла — 85 см; ширина чепрака, сложенного вдвое, спереди около 36 см и сзади около 57 см.

В 1911 году были внесены новые изменения в конское снаряжение. Переметные сумы заменены передними и задними. Первые представляли собой два одинаковых кожаных цилиндра высотой 30 см и диаметром дна 13 см; вторые имели четырехугольную форму с закругленными нижними углами и достигали в длину 30 см, в высоту 20 см и в ширину 10 см. Теперь полное конское снаряжение состояло из уздечки, подперсья (одного подгрудного и двух нагрудных ремней), пахвы (четырех сыромятных ремней), арчака, подушки, трока подушечного, двух крыльев, двух путлищ со стременами, двух пар приструг, двух подпруг, потника, потниковой крыши, двух переметных сум для заднего вьюка, девяти вьючных ремней, четырех кожаных петель, двух переметных сум для переднего вьюка и одной кожаной петли, а в гвардии еще дополнительно из суконных чепрака и чехла на подушку. Весь конский убор полагался черного цвета. В гвардейских частях на ремни устанавливались украшения из красной меди: две круглые бляхи на подперсье и пахвах, одна четырехугольная, со срезанными углами на уздечке, тринадцать круглых кнопок на подперсье, пахвах и уздечке и три сердцевидные пластины на подперсье. Таким же образом украшалось офицерское войсковое конское снаряжение (но с меньшим числом кнопок или без них). Нижним чинам кавказских войск разрешалось иметь на ремнях пряжки, гайки, наконечники произвольных образцов: позолоченные, серебряные с чернью, стальные, железно-луженые или другие, но в конных частях — белого, а в артиллерии — желтого цвета. Для управления лошадью нагайка применялась только у казаков.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Состав, укладка и приторочка военно-походного вьюка. Из монографии В.Н. Сивогривова «Униформа степовых казачьих войск 1907-1917 гг.» Урюпинск

ПРИКАЗ по военному ведомству № 125 С.-Петербург. Мая 27-го дня 1895 года. о вновь вводимом казачьем конском снаряжении выдержки

А. ДЛЯ НИЖНИХ ЧИНОВ.

Перечень предметов, входящих в состав военно-походного вьюка и предельный груз, возимый при этом казачьей лошадью, определяются особой таблицей. Поименованные в этой ведомости предметы укладываются и приторачиваются на седле следующим образом:

а) В военное время при седле полагаются два вьюка: передний и задний.

У степовых казаков передний вьюк составляют: шинель с башлыком, фуражный аркан и прикол или деревянная привязь.

Шинель, предварительно туго скатанная, перекидывается на обе стороны потниковой крыши и приторачивается к передней луке тремя вьючными торочинами, одной из середины луки и двумя с концов полиц. Башлык кладется внутрь шинели и вместе с ней закатывается.

Шинель складывается следующим образом: расстилается подкладкою вверх, воротник и полы, от подола до верхнего края разреза, заворачиваются внутрь; затем на воротник загибаются рукава, оставляя между ними небольшой промежуток, чтобы скатанная шинель в этом месте давала перегиб; на загнутые рукава кладется башлык, сложенный также с небольшим промежутком, после чего шинель скатывается к подолу. Концы скатанной шинели загибаются к середине. В скатанном виде шинель имеет около 1 и 1/4 аршина длины.

Аркан складывается в несколько раз и концом своим обвивается на манер жгута и вешается на луку с правой стороны, запуская его под нижнюю вьючную торочину.

Прикол или деревянная привязь приторачивается поверх шинели (потника) вьючными торочинами, с левой стороны, пропуская нижнюю торочину в кольцо прикола.

Задний вьюк составляют кожаные переметные сумы с полной их укладкой. Переметные сумы перекидываются по обе стороны арчака, вешаются на заднюю луку прорезью, имеющуюся на лопасти (карманами вперед) и приторачиваются внизу вьючными торочинами, которые пропускаются через две гайки на каждой стороне потниковой крыши, и, обогнув суму, завязываются своими концами сверху ее.

ВО ВЬЮК ПОМЕЩАЮТСЯ: В седельную подушку:

1. Одна рубаха и нижние брюки 2. Шерстяные портянки или чулки 3. Портянки холщевые 4. Набрюшник 5. Бешмет (теплая рубаха, теплушка) 6. Вторые шаровары

В переметные сумы:

В правую: 1. Котелок 2. Сухари 3. Крупа 4. Соль 5. Чай и сахар 6. Ложка 7. Сумка с мелочью и с повязкой для раненых 8. Щетка платяная 9. Мешочек с принадлежностями для чистки винтовки 10. Полотенце

В левую: 1. 2 подковы, 16 гвоздей и 6 ввинтных шипов 2. Торба 3. Легкая обувь (чувяки, черевички) 4. Сукно для починки мундирной одежды 5. Кусок мыла

В карманы сум укладывается суточная дача зерна, в сакве, поровну в каждом конце.

ПРИМЕЧАНИЕ 1. В переметные сумы укладываются также боевые патроны, не помещающиеся в патронташе

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Если торба не положена в суму, то ее вешают на переднюю луку с левой стороны

ПРИМЕЧАНИЕ 3. Поименованная укладка вещей в ту или другую суму может быть изменена по обстоятельствам, с разрешения начальства, но всегда должна быть уравновешена

Саква с овсом перекидывается по обе стороны седла, запуская концы саквы в карманы переметных сум; Средняя же часть саквы, прорезью, надевается на головку задней луки. Если укладка в сумы столь не велика, что в них достаточно простора, то концы сакв должны быть опущены или вложены по ширине их, в карманы сум, свернуты и увязаны по продольному их боку.

Сетка, набитая сеном, переметывается позади седла и увязывается поверх сум. Если сетка не набита сеном, то ее надевают чехлом на овсяную сакву или укладывают в суму.

Тренога перекидывается через седло, у задней луки, между арчаком и подушкой, но может быть уложена в суму или повешена на переднюю луку. Недоуздок надевается на голову лошади, под уздечку.

б) В мирное время при обыкновенной форме, во время передвижения, передний и задний вьюки составляются так же, как и в военное время, но в переметные сумы укладываются такие вещи казачьего обихода, которые окажется возможным в них поместить, по усмотрению начальников частей. На маневрах, при занятиях аванпостовой службой и для практических походов, в мирное время, вьюки полагаются в полном составе и с полной укладкой, как в военное время. На домашние учения седло полагается без вьюка; шинель приторачивается к задней луке по особому приказанию начальства. В мирное время при парадной форме, а равно и при обыкновенной, на смотрах и парадах, вьюка (переднего и заднего) не полагается. Шинель скатывается и пристегивается к задней луке вьючными торочинами. На домашних учениях, а равно на смотрах и парадах, недоуздок не одевается.

ПРИМЕЧАНИЕ: В гвардейских казачьих частях суконный чехол на подушку и чепрак надеваются лишь в мирное время при парадной форме

Б. ДЛЯ ГЕНЕРАЛОВ, ШТАБ И ОБЕР-ОФИЦЕРОВ

Офицерский военно-походный вьюк, составляют переметные сумы, установленного для нижних чинов образца, и плащ (пальто) с башлыком, притороченный поверх переметных сум вьючными торочинами.

Плащ (пальто) складывается, начиная с воротника, плоско, так, чтобы ширина его, в сложенном виде, была не более 3 и 1/2 вершка.

В сумы укладываются все принадлежности, необходимые офицеру в военном походе.

Все, сказанное о выходе нижних чинов в строй с вьюком или без него, относится и до офицеров.

ПРИМЕЧАНИЕ: Суконные или мерлушковые чехлы на седельную подушку, а также мерлушковые или суконные чепраки, кому таковые положены, надеваются в мирное время при парадной форме, а при обыкновенной форме — лишь кому положено быть в свитской форме.

Материал взят тут: https://www.ratomka.ru/

Серия сообщений «Казачество»:
Часть 1 — Казачьи заповеди Часть 2 — Шашки Часть 3 — Казачье седло. Устройство. История. Особенности

Виды седел для лошадей, как сделать седло для лошади

Лошадиное седло является самым важным снаряжением для верховой езды. Его можно назвать неким проводником между лошадью и наездником. Комфорт животного и человека зависит от правильности формы конного снаряжения. Важным является не только правильно надеть седло на скакуна, но и правильно подобрать его. Так как этот элемент способен оказывать влияние на движение и здоровье животного.
Если неправильно выбрать конное снаряжение, животное будет испытывать дискомфорт при езде, что в дальнейшем может отрицательно сказаться его на физическом здоровье. Встречались случаи, когда неправильно подобранное седло становилось причиной травм спины у скакуна.

Стоит более подробно разобраться в том, какие существуют виды верховых снаряжений, а также из чего они состоят.

Делаем своими руками

Седло по своей сути – это сидение для человека, которое оснащается дополнительно подушками для смягчения ударов и комфортной езды верхом. Сделать самому своими руками такой предмет достаточно сложно, так как нужны и специальные прочные износостойкие материалы, и специальные знания, и умения по работе с материалами. Сегодня выбор седел, к счастью, огромен и по возможности выбора материалов и по цене. Однако, если вы мастер на все руки, то уверены, что наша небольшая инструкция как сделать седло для лошади поможет овладеть таким необычным делом. Предлагаем вам сделать классическое строевое седло с деревянным ленчиком.

Что понадобится?

  • картон;
  • ножницы и нож;
  • скоби, гвозди;
  • молоток;
  • кожа или синтетический прочные материал;
  • лобзик или бумага наждачная;
  • поролон;
  • кожаные ремни.

Запрос вернул пустой результат.

Так как изготовление седла требует много материала, мастерства и ручной работы, то его стоимость весьма высокая.

Пошаговая инструкция

  1. Скажем сразу, что если у вас есть уже готовая (например, старая) основа седла, то задача упрощается во много раз. Вам остается лишь подобрать некоторые детали, заменить обивку, ремни. Если же нет основы и нет возможности приобрести, то потребуется изготовление всех деталей своими руками.
  2. Как и обувь для человека, седло нужно индивидуально подобрать под размер лошади. Поэтому первым делом нам нужно снять мерки со своего коня. Делаем следующие замеры: самая высокая часть холки; на 4 пальца ниже лопатки расположение полок; окончание холки, до 18 позвонка конец полок; изгиб спины формируем с помощью плотного приложения проволоки.
  3. Все замеры переносим на бумагу и вырезаем. Это будет каркас для деревянной части и ленчика.
  4. Из деревянных досок или крепкой фанеры вырезаем две полки. Соединяем крепкой проволокой так, чтобы они держали форму по спине лошади. В полках делаем отверстия под подпруги.
  5. Из деревянной заготовки вырезаем по нужной форме ленчик, делаем гладкую форму.
  6. Теперь ленчик нужно прикрепить к полкам с помощью гвоздей.
  7. Когда каркас готов, переходим к обивке. Вырезаем по нужной форме поролон и крепим к каркасу. Для полок сшиваем из войлока подкладку из войлока.
  8. Переходим к пристругам и подпруге. В идеале их нужно купить готовыми (не дорого), так как сделать их сложно. Но имея нужные кожаные ремни и специальные крепления можно попробовать. К пристругам крепим стремя, а подпруги закрепляем в полки.
  9. Прочным материалом или мягкой кожей обтягиваем весь каркас седла, закрепляя скобами с помощью степлера. Остается лишь пристегнуть стремена.
  10. Более наглядно готовый результат вы сможете увидеть на фото.

Основные разновидности

Седло является самым древним снаряжением для верховой езды. Изначально в качестве него использовались простые небольшие накидки с ремешками. В настоящее время снаряжения имеют правильную конструкцию и форму. Об этих важных моментах заботится сама наука. Современные виды ориентированы на комфорт и здоровье лошади и наездника. Существует множество различных видов этого снаряжения верховой езды, которые применяются в разных конных дисциплинах, учитывая уровень сложности, нагрузку на спину и время нахождения всадника верхом.

Основные виды конного снаряжения для скакунов:

  • седло кавалерийское (строевое). Относится к группе строевых и рабочих конных снаряжений. Предназначается для длительного нахождения наездника верхом на скакуне. Ленчик седла изготавливается из прочных материалов (из стали или дерева), что положительно отражается на износостойкости. Данные материалы позволяют правильно распределить нагрузку на спину животного. Раньше такое конное снаряжение использовали в армии и в затяжных кавалерийских походах, поэтому снаряжение оснащено дополнительными крепежными элементами для вьюков и оружия;
  • ковбойское седло (Вестерн). Раньше использовалось ковбоями в Америке для выпаса скота. Отличается своей формой, которая обеспечивает комфортную и устойчивую посадку наездника во время резких движений и остановок скакуна. Еще некоторые отличительные черты: рожок для лассо, глубокая форма, высокая задняя лука седла, которая позволяет освободить руки наездника. Вестерн идеально сконструирован, что позволяет лошади чувствовать себя максимально комфортно;
  • конкурное седло. Предназначается для конкура и отличается некоторыми особенностями от предыдущих видов: крылья выдвигаются вперед, задняя лука изготавливается круглой или квадратной формы. Самым популярным являются снаряжения компании Кентавр;
  • универсальное седло. Свое название получило благодаря универсальной форме, которая подойдет практически для любого вида конного спорта и верховой езды. Для конников-любителей этот вид верхового снаряжения станет идеальным. Его можно использовать во время охоты, для простых прогулок, тренировок, пада и других целей;
  • скаковое. Используется исключительно для скачек. Отличается своей простой формой, а также плоским сиденьем и коротким путлищем. Скаковое седло очень легкое. Его стандартный вес составляет 400 грамм . Часто скаковой вид путают с безленчиковым;
  • женское седло. Этот вид сконструирован еще 7 веков назад. Необычная форма предоставляет возможность дамам располагать ноги только с одной стороны скакуна. Когда дамы стали носить брюки (в начале 20 века), о данном виде конного снаряжения постепенно забыли. В настоящее время женское конное снаряжение можно встретить только на конных шоу и выставках.

Самостоятельное изготовление

Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

Выбор моделей для самостоятельного изготовления невелик: у английского сложная форма ленчика и много деталей, сшиваемых в строго определенном порядке. Подушки тоже надо уметь набивать, иначе даже правильно сделанный ленчик быстро перекосится.

Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

Ленчик кавалерийского (строевого) седла

Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

Войлок

Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.

Подготовка ленчика

Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.

Строение седла

Если говорить о современных конных снаряжениях, они имеют весьма сложную конструкцию. Основная часть – ленчик, от которого зависит форма снаряжения. Рассмотрим остальные составляющие на примере ковбойского седла:

  • рожок;
  • передняя лука;
  • вилка;
  • держатель приструги;
  • крепление передней подпруги;
  • путлище;
  • стремя;
  • держатель задней подпруги;
  • юбка;
  • кончо;
  • валик;
  • задняя лука;
  • сидение.

Особенности посадки и езды в казачьем седле

Посадка в казачьем седле, а также стиль езды определяются тремя ключевыми особенностями, отличающими седло данного типа от классического спортивного, офицерского или строевого. Во-первых, расстояние между задней и передней луками отличается в меньшую сторону. Во-вторых, аналогично меньше и расстояние от середины ленчика до прорези для путлищ в полках ленчиках. И наконец, вследствие конструктивных особенностей казачьего седла его наиболее низкая часть располагается посередине, в то время как у офицерского, либо строевого – она смещена к задней луке. Все это и определяет специфику посадки вместе со стилем управления и езды на лошади, экипированной казачьим седлом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: