Амуниция и снаряжение: средства предохранения лошади

Попона от переохлаждения

Применяется для предохранения лошади от переохлаждения. Попоны используют при перевозке лошадей, при понижении температуры, как на улице, так и в конюшне, а так же для защиты разгоряченной лошади и для согревания больной.

Попона для лошади

Видов попон существует множество: летние, зимние, денниковые, прогулочные, транспортные, промокаемые, непромокаемые, «москитные», надеваемые на седло или на тело лошади и т.д. Но в любом случае попона должна идеально подходить по размеру конкретной лошади, это как раз тот случай, когда нельзя полагаться на выражение «больше — не меньше». И в деннике, и в леваде необходимо закреплять все ремни на попоне, в том числе не забывать и про подхвостный ремешок.

Это необходимо для того, чтобы попона хорошо сидела на лошади и не съезжала на одну сторону, что может привести к испугу лошади или к тому, что лошадь может наступить на попону, порвать ее, а некоторые животные и вовсе имеют привычку стягивать с себя попону зубами. Для дополнительного утепления под попону можно подложить чепрак (суконная или ковровая накидка, покрывающая спину лошади, обычно используется под седло).

Основные элементы упряжи

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Уздечка

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Недоуздок

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху. К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Шоры

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов. Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

Вожжи

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке. Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Оглобли

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

Седёлка и подпруга

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям. Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Намордник и воротник

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами. Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Капор: продолжение попоны

В случае если нужно согреть не только корпус лошади, но и шею, используют попону с капором, который является продолжением попоны и закрывает шею до затылка. Крепится капор к затылочному ремню уздечки или недоуздка и имеет застежки на шее.

Капор для лошади

Капор бывает и отдельно от попоны. В этом случае он может закрывать либо только шею, либо еще и голову лошади почти целиком (тогда у него есть прорези для глаз). Изготавливается он обычно из грубошерстного сукна, обшитого по краям сатином. Однако сегодня можно найти капор практически из любого материала.

Виды и способы запряжки

Оглобельно-дуговая запряжка

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи

Вальтрап: покрывало под седло

Представляет собой прямоугольное «покрывало» из сукна или другой плотной ткани, которое подкладывают под седло. Шьют вальтрап таким образом, чтобы его верхняя линия была несколько приподнята с одной стороны, этой стороной вальтрап кладется к холке. Служит он для впитывания пота, а также как защита спины лошади. Однако только хорошо подогнанный вальтрап будет предохранять спину лошади, в противном же случае у лошади появятся ранки или потертости.

Вольтрап для лошади

Кроме того, некоторым лошадям необходимы терапевтические вальтрапы, с гелевыми или поролоновыми прокладками, но некоторые из них настолько тяжелы и плотны, что порой только усугубляют жару, от которой должны были бы спасать. Вальтрап также может использоваться как эстетический элемент, украшение.

Бинты от растяжений

Специальные хлопчатобумажные бинты накладываются на область пясти и плюсны лошади. Они защищают сухожилия и связки от растяжений и облегчают нагрузки при резвой или продолжительной работе.

Бинты на ногах лошади

Бинтовать ноги лошади нужно аккуратно и осторожно, т.к. если бинты окажутся перетянуты, то нарушится кровообращение, а если они будут завязаны слабо, то могут съехать или размотаться, что в свою очередь может привести к падению лошади.

Ногавки для защиты ног

При неправильной ковке и расчистке копыт, а также в связи с недостатками экстерьера, многие лошади засекаются, т.е. бьют копытом одной ноги по внутренней поверхности бабки или путового сустава другой ноги. В этом случае для предотвращения травм используют ногавки. Защищают они и от травм во время соревнований, тренировок и при езде по сильно пересеченной местности.

Ногавки для лошадей

Представляют собой специальные широкие «браслеты» из синтетических материалов или кожи на мягкой подкладке, надеваемые на ноги лошади, где они застегиваются или зашнуровываются. Существуют ногавки разных вариантов конструкции — запястные, путовые, засечные, для задних и передних ног, защищающие от ударов спереди, сзади или сбоку, и подбираются на каждую лошадь индивидуально.

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  6. Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:
      перешагнуть жердь;
  7. накатить элемент на коня;
  8. осадить в деталь около повозки.
  9. Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю. Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  10. Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  11. Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  12. Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  13. Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: