Русский тяжеловоз (порода лошадей): история, описание, характер, содержание и уход


Лошадь русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Над её выведением и усовершенствованием трудились российские и украинские учёные, а сама селекционная работа затянулась почти на сотню лет. Порода была зарегистрирована в 1952 году. О её происхождении, характеристиках и достоинствах расскажем далее.

Лошадь русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз — порода лошади

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Английский тяжеловоз (Шайр)

Шайры — прямые потомки коней рыцарей. Сформировались в XVIII столетии как итог спаривания местных пород с фламандцами и голландцами. Это самые крупные кони в мире. Изначально их применяли на поле военных действий.

Затем взяли на вооружение в сельском хозяйстве, промышленном производстве, на железных дорогах, в доках.

Особенности Шайров:

  • высота в холке — до 1,9 м;
  • масса — до 1,3 т;
  • голова — массивная, тяжёлая с большой, широкой лобной долей;
  • шея — короткая, ровная;
  • спина — короткого формата, отлично развитая;
  • круп — длинный, с хорошо выраженными мускулами;
  • конечности — выносливые, мощные, с пушистыми фризами;
  • хвост — высоко поставленный, пышный;
  • масть — гнедая, краковая, серая, рыжая, с белыми чулками чаще на задних конечностях;
  • характер — послушный, спокойный, уравновешенный, миролюбивый.

Достоинства:

  • красивый экстерьер;
  • выносливость;
  • послушный нрав.

Недостатки относятся к экстерьеру:

  • сырость ног;
  • сильная фризистость;
  • недостаточная приземистость;
  • требовательность к кормам.

Знаете ли вы?Самой большой лошадью считается мерин по кличке По, достигший роста в холке почти 3 м и веса около 1,5 т. Достигнув таких размеров, По подвинул в рейтинге самых больших лошадей Шайра Сампсона с ростом 2,2 м и весом 1,5 т.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

Клейдесдаль (шотландская хладнокровная лошадь)

Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её — Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях. Характерные признаки:

  • высота в холке — 1,67–1,84 м;
  • масса — 0,82–0,91 т;
  • голова — мощная, с широкими лобной долей и мордой;
  • шея — удлинённая, с хорошим изгибом;
  • грудной отдел — глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
  • спина — укороченная;
  • конечности — прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
  • хвост — прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
  • грива — прямоспадающая, пышная;
  • масть — гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
  • характер — добродушный, уравновешенный.

Читать далее: Хризантема мультифлора зимовка в открытом грунте посадка и уход описание сорта

Достоинства:

  • выносливость;
  • высокая грузоподъёмность;
  • хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
  • элегантный экстерьер.

Недостатки:

  • сырость ног;
  • необходимость в высококачественном уходе и кормлении.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного class=»aligncenter» width=»800″ height=»561″[/img]

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз .

Назначение

Тяжеловесная лошадь

Важным отличием тяжеловозных пород лошадей является чётко прослеживаемое наследование черт предков. Кроме того, не утратили животные и своего назначения.

Как и столетия назад, сегодня такие кони успешно перевозят грузы там, где отсутствуют привычные современному горожанину подъездные пути. Их можно встретить запряжёнными в цыганскую кибитку или увидеть в поле, впряжёнными в плуг.

Остаются востребованы эти прекрасные животные и в сфере проката или при обучении верховой езде – за счёт малой скорости они подходят даже для начинающих.

А в сельском хозяйстве они незаменимы при выпасе скота и позволяют пастуху двигаться в одном ритме со стадом.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Возможные болезни

Лошадь тяжеловес

Для тяжеловозов не выделяют особенного перечня характерных заболеваний. Обращать внимание следует в первую очередь на симптоматику.

Если лошадь закатывает глаза, тяжело дышит, падает, это могут быть признаки миоглобинурии, возникающей при резком увеличении нагрузки после длительного периода простоя.

Особенно часто наблюдается у тучных лошадей. В зависимости от симптоматики, вводятся подкожные инъекции инсулина, камфора, гидрокарбонат натрия внутривенно.

Ещё одно распространённое заболевание, связанное с плохим уходом – гниение стрелки копыта.

Если сочащийся гной виден невооружённым глазом, животное хромает, требуется хирургическое вмешательство, мазевые компрессы с антибиотиками.

Глистные инвазии у лошадей тоже не редкость. Если тяжеловоз демонстрирует потускнение шерсти, общую слабость, расстройство ЖКТ, стоит провести забор кала на анализ.

Лечение зависит от вида паразитов.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Фотогаллерея

Обычный русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз в зелени

Огромный Русский тяжеловоз

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Описание породы русский тяжеловоз и содержание лошадей

Порода лошадей русский тяжеловоз принадлежит отечественному племенному разведению. Она была создана благодаря российским селекционерам, поставившим перед собой цель – вывести породу выносливых животных, которые бы ничем не уступали европейским характеристикам качества. Такой конь по праву считается гордостью отечественного конезаводства, что дает ему возможность периодически занимать самые высокие места на всевозможных выставках, форумах.

Тяжеловозы считаются весьма перспективными в хозяйстве, так как генофонд практически полностью сохранен и позволяет заняться разведением, способным в небольшие сроки выйти на рентабельный уровень.

Резюме

Даже если не все знакомы с названием породы лошадей-тяжеловозов, с фотографиями верховых коней их спутать невозможно: сила и стать этих животных стали особенностями их экстерьера. Отсутствие грации эти лошади компенсируют той пользой, которую могут принести в хозяйстве. Сегодня тяжеловозы используются не так широко, как столетие назад, но и для них находится работа:

  • заготовка леса в труднодоступных для техники районах;
  • обработка земли;
  • перевозка грузов;
  • поездки на охоту;
  • работа с группами на занятиях иппотерапии;
  • улучшение генофонда местного поголовья лошадей.

Крупные тяжеловозы используются и как мясные породы.

Спрос на тяжелоупряжных лошадей остается. Селекционеры и заводчики продолжают работать с крупными животными. Такой конь становится незаменимым помощником для фермера. Сегодня из 250 пород лошадей, разводимых на государственных и частных конезаводах, 40 являются тяжеловозами.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Русский тяжеловоз

Эта порода — некрупных тяжеловозов. Выведена она в СССР путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора по типу в условиях умеренного кормления и использования лошадей в сельскохозяйственных работах.

Из пород, использованных для скрещивания, наибольшее значение имели местные лошади Украины, горные ардены и некоторые другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и пр.), а также орловский рысак.

Ввоз в Россию арденских жеребцов горного типа начался с половины XIX века, планомерную же работу с этой породой у нас стали вести с 60-х годов прошлого столетия. В 1861 г. начали разводить арденов в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии и в Чесменском заводе, Воронежской области, в 1868 г. — в заводах Кочубея и Чаплиц, Полтавской области, и в 1872 г. — в Деркульском государственном конном заводе на Украине. Успех разведения арденов в этих заводах, особенно в Чесменском, побудил заняться ими ряд других коннозаводчиков, и к 1904 г. в России было 376 хозяйств, в которых разводили арденов (следует учесть, что арденами в ряде случаев называли крупных бельгийских тяжеловозов).

Одновременно росло использование арденов в массовом коневодстве. Так, в 1875 г. в заводских конюшнях было 9 арденских жеребцов, а в 1915 г. — 597, что составляло 25,8% от всех тяжеловозных жеребцов в государственных заводских конюшнях.

В конце XIX века ардены были наиболее популярными лошадьми рабочего типа. Их особенно ценили за силу, хорошие движения и сравнительно малую требовательность к кормлению и содержанию.

В начале XX века государственные заводские конюшни и конные заводы уделяют больше внимания крупным тяжеловозам, причем во многих заводах арденских кобыл случают с брабансонскими жеребцами и переходят на разведение этой породы, хотя нередко сохраняют за своими лошадьми старое название — «ардены». Такое изменение в направлении племенной работы с арденами в России было вызвано, как и в других странах, усилением спроса на крупных рабочих лошадей для растущих городов и промышленных центров. Сохранила в основном прежнее направление в работе только небольшая часть заводов.

Ведущее место в арденском коннозаводстве вначале занимал Чесменский конный завод; он был основным поставщиком производителей для других конных заводов и государственных заводских конюшен. В конце XIX и в начале XX века, с переводом арденского племенного состава Чесменского конного завода в Першино и ухудшением племенной работы с этой группой лошадей, ведущее место занял Дубровский конный завод.

Чесменский конный завод работу с арденами начал в 1861 г. Он имел в своем составе 4 выводные кобылы и 2 выводных жеребца (Арлон и Арден). В 1871 г. в завод поступил выводной жеребец Бизори, а в 1875 г. — Калач. Небольшое число племенного материала вынудило с самого начала работы стать на путь применения близких, простых и комплексных инбридингов. Наиболее часто в первый период работы применялись инбридинги на Бизори и на комплекс Бизори — Калач. В качестве типичной для этого периода приводим родословную жеребца База.

БАЗ, рыж., рожд. 1887 г. в Чесменском конном заводе (рост 142 см). Производитель Дубровского конного завода с 1895 по 1910 г

В племенной состав отбирались только некрупные кобылы и жеребцы, а более крупные отбраковывались.

Чесменский завод создал довольно консолидированный тип ардена. Лучшими его представителями были Колпак 2-й и Баз. К Колпаку 2-му восходит родоначальник очень распространенной в данное время линии — Караул, внук Колпака 2-го, а Баз стал родоначальником линии, продолженной до наших дней через его сына Базика, внука Запоя и правнука Поденщика.

В Першине, куда был передан племенной состав Чесменского конного завода в начале 90-х годов XIX века, прежнее направление работы резко изменилось. Завод был пополнен довольно разнотипной группой выводных кобыл, среди которых были и мелкие — арденского типа и крупные — брабансонского типа. Затем начата была работа по укрупнению продукции путем использования крупных брабансонских жеребцов, и, наконец, было применено прилитие рысистой крови через жеребца Размаха.

С 1910 г. использование здесь в качестве производителей крупных брабансонов приняло массовый характер. Все это привело к утере однотипичности продукции, которой отличался Чесменский завод.

Деркульский государственный конный завод начал работу с арденами в 1879 г., когда в случку был пущен ардено-брабансонский жеребец Травник. В следующем году в заводе стали использовать выводного ардена Бурку. В маточном составе арденских кобыл числилось немного; большинство кобыл были помесями першеронов, датских лошадей, английских каретных, рысаков и арабских лошадей. Арденское отделение не было четко выделено в заводе, и отмечены случаи, когда першеронские кобылы «за малым ростом» переводились в арденское отделение.

В 1890 г. все тяжеловозы из Деркуля переводятся в Хреновое (Воронежской области), где, так же как в Першинском конном заводе, арденских кобыл стали случать не только с арденскими, но и с брабансонскими жеребцами, причем в последние годы перед революцией и в первые годы после нее удельный вес брабансонов в составе производителей значительно возрос. Лошади были в общем крупные, длинные, с хорошими обхвативши промерами. Но, как и в Першинском заводе, продукция была недостаточно однотипична и среди нее встречалось много лошадей мелких, коротких, с относительно меньшими обхвативши промерами.

В Дубровском конном заводе арденское отделение организовалось в конце XIX века (около 1895 г.). Наряду с деркульскими кобылами (с першеронской кровью) в маточный состав были включены отдельные арденские кобылы Чесменского завода (дочери чесменских жеребцов Каравая, Колчана и База) и одна брабано-рысистая кобыла. В качестве производителей сначала использовались только арденские жеребцы Чесменского завода (Баз, Куб, Колчан), а затем жеребцы, выращенные в своем заводе, тех же линий и комплексов — Базик и Караул (см. родословные).

Базик, рыже-чал., рожд. 1900 г., в Дубровском конном заводе (рост 153 см)

Караул, рыж., рожд. 1909 г., в Дубровском конном заводе (промеры: 143-187-20)

Кроме этих жеребцов, в заводе было использовано несколько производителей новых линий. Наибольшее влияние из них оказали родные братья Бум и Брус от Баду и Брусники, жеребец Мутон и ардено-брабансонский жеребец Мальчик.

В результате умелого использования этих жеребцов на кобылах закрепленного типа Дубровский завод создал свой тип тяжеловоза, более мелкого, чем чесменский, но с лучшим развитием широтных промеров. Следует при этом учесть, что в Дубровском конном заводе так же как и в Чесменском проводился строгий отбор по типу, с исключением из племенного состава более крупных особей. В этом заводе были выведены основные продолжатели старых линий — Караул и ряд его детей, Запой с сыном Поденщиком, а также создана новая линия — Ларчика (см. родословную).

Ларчик, рыж. в сед., рожд. 1918, г. в Дубровском конном заводе (промеры: 139-193-20)

Из других заводов, имевших влияние на формирование современной породы, следует указать на Мариупольскую народную ферму, при которой в 1912 г. был организован завод с рысистым и арденским отделениями. Маточный состав этого завода имел частично те же корни, что и первоначальный состав Дубровского конного завода, частично же восходил к двум кобылам — одной, имеющей среди предков рысаков, а другой — верховых лошадей. Производителями здесь были использованы арден Начальник и брабансон Ладный (полубрат дубровского Мальчика). Племенная работа завода строилась на соединении этих двух линий с частичным инбридингом на Начальника, в результате чего была получена довольно однородная группа лошадей, более крупных, чем дубровские ардены, но с относительно узким корпусом.

Завод Кочубея, в конце XIX века в основном перешедший на поглощение арденов брабансонами, оставил в современном составе породы заметный след через жеребца Рубикона и частично через жеребца Размаха, имеющего рысаков в числе своих предков.

К концу XIX века тип русского ардена имел несколько вариантов: наиболее выровненный и более мелкий чесменско-дубровский

, несколько более крупный и менее выровненный
першинский
, еще более крупный и тоже недостаточно выровненный
хреновской
. Эти различия в типе вполне объяснимы, если учесть методы работы с породой в отдельных заводах.

Долголетняя работа по консолидации желательных типов путем соответствующего отбора и подбора увенчалась успехом: к началу XX века была выведена новая «русская тяжеловозная

» порода, не имеющая идентичных представителей в других странах. На Парижской выставке 1900 г. она обратила на себя всеобщее внимание.

Одним из важных условий, определивших успех работы, помимо отбора и подбора, были условия кормления и содержания. В большинстве хозяйств, где разводились русские тяжеловозы, они использовались как рабочие лошади, что имело очень большое значение для выработки у них доброезжести, хороших движений и выносливости.

Кормление тяжеловозов в большинстве заводов не было обильным. Так, например, в некоторых заводах среднесуточная дача на лошадь составляла 5-6 кг сена, 1,6 кг соломы и 5,25 кг овса. Летом подсосные кобылы во время работы получали 5-8 кг овса. Молодняк в первую зиму, кроме грубых кормов, получал 3 кг овса; годовики летом подкормки не получали, а на вторую зиму полуторникам давали 1,5-2 кг овса. К 1920 г. сохранились, да и то не полностью, лишь лошади Дубровского, Першинского и Хреновского конных заводов и Мариупольской народной фермы. В 1924 г. в заводских конюшнях было только 92 арденских жеребца.

В 1923 г. тяжеловозные лошади Дубровского конного завода были переведены в Ново-Александровский конный завод, Ворошиловградской области, куда в 1929 г. был передан также состав Мариупольской народной фермы. Тяжеловозное отделение Хреновского конного завода в 1925 г. было передано в Першино, откуда всех русских тяжеловозов в 1927 г. перевели в Уральский, а в дальнейшем в Куединский конный завод, Молотовской области.

Первоначально в этих заводах работа велась с тем же производящим составом, который был получен из прежних заводов, и теми же методами, которые в них применялись.

В период 1927-1937 гг. основные конные заводы (Ново-Александровский и Уральский, а в дальнейшем и Куединский) продолжали работу по консолидации породы и улучшению внутрипородных типов.

Выделение русских тяжеловозов в самостоятельную породу было произведено в 1937 г. В основу этой работы было положено как происхождение, так и тип лошади. Тогда же было указано на необходимость, во избежание смешивания наших тяжеловозов с французскими и шведскими (а в данное время и с прибалтийскими), называть их «русскими арденами». Сейчас эта порода названа «русский тяжеловоз».

В настоящее время эта порода довольно широко распространена. Основные районы ее распространения — Украинская ССР, с характерным для ее степей сухим климатом, и Молотовская область, с пересеченным рельефом и влажным климатом. Кроме того, русские тяжеловозы разводятся в Белорусской ССР, Удмуртской АССР, Кировской, Свердловской, Вологодской и Архангельской областях. Такой значительный по разнообразию район распространения указывает на широкие приспособительные способности русских тяжеловозов.

В массе русские тяжеловозы мелкого роста, но массивны, имеют длинное, глубокое и широкое туловище, короткие, правильно поставленные, достаточно костистые, с хорошо развитыми суставами конечности. В них отлично сочетаются массивность, сухость сложения и подвижность.

Голова у них средняя, широкая во лбу, с прямым профилем, шея короткая, широкая, мускулистая. У жеребцов и некоторых кобыл сильно развит гребень шеи. Пристанов шеи у лошадей ново-александровского типа низкий, у уральского — высокий. Холка низкая, широкая и мускулистая. Спина длинная, широкая, нередко мягкая. Поясница выпуклая. Круп длинный, свислый, раздвоенный. У уральских лошадей круп менее раздвоен, чем у ново-александровских. Грудь глубокая, широкая, ребро крутое; пах не длинный. Лопатка преимущественно крутая; иногда встречаются лошади с отлогой лопаткой. Передние ноги короткие, широко поставленные, бабки короткие, крутые. В постановке и строении передних ног встречаются отклонения от нормы и недостатки: подставленная нога, запавшее запястье и недостаточная обмускуленность подплечья. Мускулатура крупа и голени хорошо развита. Задние ноги у большинства поставлены правильно; к недостаткам в постановке следует отнести саблистость у ново-александровских лошадей и прямую заднюю ногу — у уральских, особенно распространенную в потомстве жеребца Лимана. Суставы конечностей объемисты и сухи. Сухожилия хорошо развиты и у многих лошадей рельефно очерчены; щетки малые или даже отсутствуют. Копыта небольшие, правильной формы, рог прочный.

Движения у русских тяжеловозов свободные, они обладают хорошими шагом и рысью. Темперамент у них энергичный, характер добронравный.

Преобладающей мастью является рыжая различных оттенков (у 50,4% лошадей); встречаются также масти гнедая (12%), бурая (11,3%), чалая (17,3%), вороная, серая (от 3 до 6%).

Записанные в I том Госплемкниги русские тяжеловозы имели следующие средние промеры и индексы (табл. 23):

Таблица 23. Средние промеры и индексы русских тяжеловозов, записанных в I том Госплемкниги

Современный состав конных заводов характеризуется более крупным ростом. По данным бонитировки в 1948-1949 гг., полновозрастные кобылы имели промеры:

В породе можно выделить три основных типа.

Наиболее распространен (до 50% всех лошадей) ново-александровский тип

, выведенный в одноименном заводе на Украине. Этот тип имеет значительный удельный вес и в уральских конных заводах (через ново-александровских жеребцов). Кобылы ново-александровского типа характеризуются следующими средними промерами и индексами:

В процентах к высоте в холке:

Лошади этого типа при мелком росте глубоки, массивны, длинны и сухи. Им свойственна некоторая перестроенность в крупе, растянутость спины и (часто) свислость крупа. Они породны, сухи, гармоничны и энергичны, обладают хорошим шагом, свободной рысью, высокой грузоподъемностью. Все рекорды по грузоподъемности, скорости движения шагом и рысью установлены лошадьми из линий ново-александровского типа. Большинство лошадей линий Караула, Ларчика, Поденщика относится к этому типу.

Уральский тип

сложился в конных заводах Урала на основе племенного материала першинско-хреновского происхождения. Он формировался в условиях более влажного климата, более обильного кормления, недостаточного движения в стойловый период и короткого пастбищного периода. Качество кормов, особенно основных — пастбищного и сена, также было иным, чем в Ново-Александровском конном заводе, располагавшем целинными степями.

Лошади уральского типа крупнее ново-александровских; корпус у них относительно короче, линия верха лучше (реже встречается перестроенность в крупе и мягкая спина), круп менее раздвоен; конституция менее сухая, кожа толще, чаще встречаются лошади с большими щетками: голова большая, более удлиненная в лицевой части, ганаш массивный. Ноги более длинные и костистые.

Средние промеры и индексы кобыл уральского типа:

В процентах к высоте в холке:

К этому типу относятся: большинство лошадей из линии Рубикона, часть потомства Куля (из линии Караула), Газона и др.

Утяжеленный тип

сложился в результате использования в уральских конных заводах Сорванца и Сумрака — сыновей Капитана. К данному типу относятся также наиболее крупные потомки Рубикона и Куля. Лошади этого типа самые крупные в породе. Они грубоваты, сыры, недостаточно глубоки и длинны и менее энергичны в работе. Линия верха у них хорошая.

Средние промеры и индексы кобыл утяжеленного типа:

В процентах к высоте в холке:

Кроме этих основных типов, в породе имеются группы лошадей, которых нельзя отнести к какому-либо из описанных типов. Наиболее многочисленна группа лошадей облегченного типа

. Эти лошади характеризуются следующими промерами и индексами:

В процентах к высоте в холке:

В связи с выраженной породностью лошадей, входящих в группу облегченного типа, правильным сложением, а также ценностью их по происхождению эта группа в дальнейшем путем соответствующего подбора лошадей и направленного выращивания молодняка будет осваиваться основными желательными типами породы.

Необходимо также упомянуть группу лошадей, имеющих рысистых предков

. Эти лошади, выращенные в уральских конных заводах, интересны благодаря свободным аллюрам. По промерам и индексам они не уступают лошадям остальных типов. Их промеры и индексы:

Следует отметить, что у лошадей данной группы улучшение качества аллюров сопровождалось зачастую ухудшением строения передних ног — появлением перехвата под запястьем, торцовости коротких бабок, уменьшением объема и рельефности путовых суставов. Лошади этой группы в массе менее типичны. Это должно предостеречь от попыток «улучшения» арденов рысаками.

В породе имеется ряд линий.

Линия Караула

, рыж., рожд. 1909 г., в Дубровском конном заводе, от Колчана и Будки, промеры 143-155-187-20 является наиболее распространенной в породе. В линии уже выделились ответвления, из которых наиболее отличаются друг от друга жеребцы Кальян со своим потомством и Куль.

В целом лошади линии Караула типичные ново-александровские: массивные, длинные, сухие, породные. Особенно породны, однотипичны, правильно сложены и отличаются выдающейся глубиной груди и работоспособностью лошади из потомства Кальяна (внука Караула), бур., рожд. 1929 г. Но они несколько мельче ростом и менее костисты.

Кальян уже дал ряд производителей заводского значения: Лазутчик, бур., рожд. 1936 г., промеры 150-164-218-22,5, от Лазийки; Лист, бур., рожд. 1937 г., промеры 148-163-194-21, от Ластивки; Лесник, бур., рожд. 1937 г., промеры 149-158-199-21, от Лестки, и др.

Второе ответвление линии Караула через Каравая, т.-рыж., рожд. 1926 г., представлено заводским производителем Бурным, рыж., рожд. 1935 г., промеры 151-165-205-21,5, от Баронессы-Злой, и рядом кобыл. Это мощные лошади с низко приставленной толстой шеей.

Несколько особняком в этой линии стоит жеребец Куль, бур., рожд. 1926 г., промеры 145-164-195-22, от Караула и Старой-Барышни. Он грубоват и, будучи использован на матках уральского типа, дал потомство, уклоняющееся к утяжеленному типу. Его дети очень костисты, массивны, иногда грубоваты и сыроваты.

Линия Ларчика

. Родоначальник этой линии рыжий в седине Ларчик, рожд. 1918 г., от Мальчика и Табакерки, был очень мелкого роста, но глубок, длинен и обладал большим живым весом. Его промеры — 139-154-193-20 и живой вес — 586 кг. Он широко использовался в Ново-Александровском заводе и оставил довольно большое потомство (около 30% кобыл завода относится к его линии).

Вследствие того, что эта линия развивалась в сочетании с линией Караула, ее представители имеют много общих с последней черт, объединяющих их в один внутрипородный тип. Лошади линии Ларчика простоваты, у них чаще встречается мягкая спина, ноги же поставлены лучше, чем у лошадей линии Караула. По работоспособности и плодовитости линия Ларчика уступает линии Караула, хотя отдельные ее представители и отличались высокой грузоподъемностью (например, жеребец Коварный, рыж., рожд. 1936 г., от Леха и Коварной, вывезший 7 265 кг груза). Так же как и линия Караула, эта линия развивается в двух отличающихся друг от друга ответвлениях через сыновей Ларчика: Леха в Ново-Александровском заводе и Лимана в Уральском.

В Ново-Александровском конном заводе потомки Ларчика (через Леха) несколько грубоваты, как, например, Пролог, гн.-чал., рожд. 1938 г., промеры 148-159-198-22, от Пластины, или довольно крупны, как, например, Коварный, промеры 153-168-205-20,5. В уральских же заводах от простоватого, с низким выходом шеи мелкого Лимана, рыж., рожд. 1928 г. (Ларчик — Туника), имевшего промеры 142-161-188-21, получены породные, с легкой сухой головой, гармоничные лошади, среди них заводские производители: Веселый, рыж., рожд. 1936 г., промеры 148-157-199-22,5, от Веселки; Солидный, рыж., рожд. 1945 г., от Строки, имевший в трехлетнем возрасте промеры 146-157-200-22; Калинник, рыж., рожд. 1944 г., промеры 146-155-190-21, от Калины, и ряд других. Наряду с ними от Лимана и Стрекозы получен и такой жеребец, как Стиль, рыж.-чал., рожд. 1941г., промеры 155-166-214-22,5 и вес 710 кг. При большой массе жеребец Стиль сух, энергичен и подвижен. Он используется в качестве заводского производителя в Куединском конном заводе.

Линия Поденщика

, бур., рожд. 1918 г., от Запоя и Колоды, промеры 142-145-205-22, живой вес 577 кг, относится к ново-александровскому типу. Поденщик был некрупным, но массивным и костистым жеребцом, имел мягкую спину и свислый круп. Линия Поденщика представлена слабо, ее удельный вес в маточном составе равен 5%. Лошади этой линии мелкорослы, достаточно массивны, сухи по сложению и породны. Они имеют зачастую прямую спину и укороченный круп. Из недостатков конечностей встречается запавшее запястье и саблистость.

Одним из ценных качеств представителей линии является неприхотливость к корму и способность отлично держать тело. На обычных заводских рационах жеребцы без усиленной работы быстро жиреют.

Продолжают эту линию жеребцы: Ломтик, бур., рожд. 1937 г., от Пасынка и Лютни, промеры 146-158-212-21,5 и вес 643 кг. Его сын Клад, рыж., рожд. 1945 г. (от Куклы), промеры в трехлетнем возрасте 152-157-190-21, и Табор, т.-гнед., рожд. 1937 г., от Поденщика и Турочки, промеры 146-157-203-20.

Рис. 98. Жеребец русской тяжеловозной породы Ломтик, бур., рожд. 1937 г., в Ново-Александровском конном заводе, от Пасынка и Лютни. Промеры 146-158-212-21,5

Линия Рубикона

создана в уральских конных заводах, представлена сравнительно крупными лошадьми, имеющими более высокий выход шеи, менее свислый и раздвоенный круп и меньшую перестроенность в крупе. Линия верха у них в массе также лучше. Лошади обладают хорошо развитым костяком, объемистыми суставами, большой, с массивными ганашами головой, иногда несколько грубоватой. Некоторым представителям свойственна сырость конституции.

Лошади линии Рубикона плодовиты, долговечны, конституционально крепки. Эта линия хорошо сочетается со всеми ново-александровскими линиями.

Рис. 99. Кобыла русской тяжеловозной породы Льгота, рыж., рожд. 1938 г., в Ново-Александровском конном заводе, от Пасынка и Лохвицы. Промеры 136-156-190-19

Наиболее выдающимися сыновьями Рубикона оказались: Бравый (от Булки), рыж.-чал., рожд. 1929 г., промеры 148-160-215-23,5; Глазомер (от Гардины), гн.-чал., рожд. 1926 г., промеры 144-185-22,5; Гарун (от Гардины), рожд. 1936 г., промеры 149-163-209-23 см.

Рис. 100. Жеребец русской тяжеловозной породы Гарун, рыж.-чал., рожд. 1936 г в Уральском конном заводе, от Рубикона и Гардины. Промеры149-163-209-23

Бравый и Гарун используются в уральских конных заводах. Потомство Бравого довольно крупного роста, однотипично, в основном уральского и частично утяжеленного типа. Среди него много грубоватых костистых лошадей с хорошими верхом и плечом и нередко со свислым крупом; отдельные лошади сыроваты.

Потомство Глазомера, использованного в Ново-Александровском конном заводе, отличается от остальных лошадей этого завода более крупным ростом, грубоватостью и некоторой сыростью. Черты уральского типа выражены в нем менее ярко вследствие влияния маточной основы и условии выращивания в степной полосе с сухим климатом.

Оказали влияние на породу также сыновья Рубикона-Сановник рыж., рожд. 1927 г., и Могучий, гн., рожд. 1929 г.

Утяжеленный тип представлен в основном потомством Капитэна через его двух сыновей — Сумрака и Сорванца, происходивших от известной арденской кобылы Сохи.

Линия Капитэна

. Лошади этой линии отличаются от остальных арденов некоторой сыростью конституции (особенно потомство Сорванца) грубостью и относительно меньшей длиной туловища. Приплод Сорванца более однотипичен, чем приплод Сумрака, но среди последнего реже встречаются сырые лошади.

Рис. 101. Кобыла русской тяжеловозной породы Масса, рыж., рожд. 1943 г., в Уральском конном заводе, от Сумрака и Маргариты. Промеры 150-161-195-21

В племенной работе лошади из линии Капитэна используются в сочетании с сухими и породными представителями других линий в тех случаях, когда требуется увеличить калибр и костистость. В основном же с линией ведется работа по улучшению экстерьера путем разнородного подбора.

Русские тяжеловозы долговечны: случаи использования жеребцов и маток в возрасте старше 20 лет нередки (например, Сановник, Бравый, Кальян, Лиман, Куль, Калина, Рогожка и др.). Они отличаются высокой плодовитостью; так, Уральский конный завод получает ежегодно более 90 деловых жеребят на 100 маток; зажеребляемость маток от Бравого за ряд лет составляет 95%, от Караула 88,5%, от Рубикона — 86%, Ларчика — 85%, и т. д.

По абсолютным показателям силы тяги они уступают более крупным тяжеловозам, хотя относительно своего живого веса способны проявлять большую силу. При испытаниях на быстроту движения шагом и рысью они часто первенствуют.

На различных видах испытаний были получены следующие лучшие результаты:

Таблица 23а. Результаты испытаний лошадей русской тяжеловозной породы

Русские тяжеловозы используются как улучшатели мелких местных лошадей. По материалам Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (В. И. Калинин, М. Б. Игнатьева, В. Кобысский и др.), от русских тяжеловозных жеребцов и мелких местных кобыл в различных районах Украинской и Белорусской ССР получены помеси, значительно превосходящие своих матерей: по росту — на 7-10 см, по обхвату груди — на 11-12 см, по обхвату пясти — на 1,2-2,2 см. При этом помеси обладают более выраженными упряжными формами и лучшим сложением.

Рис. 102. Жеребец русской тяжеловозной породы Лист, бур., рожд. 1937 г., в Ново-Александровском конном заводе, от Кальяна и Ластивки. Промеры 149-164-194-21. С грузом в 1550 кг прошел 5 км со средней скоростью 7 мин. 74 сек. 1 км

Для получения необходимой современному крупному механизированному сельскому хозяйству лошади с живым весом не менее 500 кг нужно иметь крупных улучшателей. Русская тяжеловозная порода, обладающая целым рядом ценных качеств, все же недостаточно крупна. Основной задачей племенной работы должно быть гармоничное укрупнение русских тяжеловозов, с сохранением типа сложения, сухости конституции, энергичности темперамента и подвижности. Эта задача может быть достигнута строгим; отбором племенного состава, подбором маток к жеребцам и направленным выращиванием молодняка. Немаловажную роль при разведении русских тяжеловозов, а тем более при совершенствовании породы, играют кормление и содержание племенного состава. Передовые конные заводы уделяют особое внимание полноценному кормлению племенных лошадей, их моциону, рациональному использованию на работах и тренингу молодняка.

В случной сезон жеребцы-производители получают в сутки по 7-8 кг концентратов (в том числе 6 кг овса) и до 12 кг сена (в том числе 6 кг бобового), а летом по 35 кг свежескошенной травы. В неслучной период дача концентратов снижается до 5 кг. Осенью и зимой в рацион вводится до 3 кг моркови. Жеребцы используются в хозяйственных работах: на сеноуборке, хлебоуборке, подвозке кормов и стройматериалов, вывозке навоза на поля. Каждый жеребец работает по полдня. В свободные от работы дни их проезжают с силой тяги 50-70 кг на расстояние в 6-8 км. Кроме того, их выпускают ежедневно в варки или левады на 2-3 часа зимой и 4-5 часов летом. Старые жеребцы пользуются моционом в варках и прогулкой за повозкой на расстояние до 5 км в день.

Племенные кобылы в стойловый период получают по 3-5 кг концентратов, 12-18 кг сена, 2-6 кг яровой соломы, 2 кг моркови. В случае необходимости вместо моркови взрослым лошадям дают по 500-600 г проращенного зерна. В пастбищный период кобылам дают по 2-3 кг овса в день.

Жеребых кобыл используют на уборочных работах; в остальное время их ежедневно выпускают в варки на 5 часов и табуном прогоняют в поле на 6-8 км. Прогулки в поле прекращаются с выпаданием глубокого снега, после чего кобылы пользуются только варками. В две последние перед выжеребкой недели моцион в варках заменяется двукратной проводкой по 5-20 минут. В бураны и метели кобыл не выпускают из конюшен. Холостых кобыл регулярно используют на работах.

Подкормку молодняка начинают с того времени, как жеребенок научится есть овес. К отъему жеребята получают до 4 кг овса, к году — до 5 кг (в сутки на голову). Кроме того, отъемыши получают до 8 кг сена и свежескошенную траву, а зимой — до 9-10 кг сена и 2-3 кг моркови. На пастбище они получают овса до 2-3 кг.

Заездку молодняка начинают зимой. Тренинг проводится согласно «Наставлению по заездке, тренировке и испытаниям лошадей тяжеловозных пород», разработанному Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства в 1950 г. Суточный рацион тренируемого молодняка состоит примерно зимой из 5 кг овса и 10-12 кг сена, весной — из 6 кг овса и 12 кг сена. Летом молодняк проходит внутризаводские или межзаводские испытания. Воспитывая таким методом молодняк, лучшие конные заводы выращивают маточный состав, характеризующийся следующими средними промерами: высота в холке — 148 см, косая длина — 157 см, обхват груди — 192 см, обхват пясти — 21 см.

Ведущими хозяйствами по разведению русских тяжеловозов в настоящее время являются Куединский, Ново-Александровский и Уральский конные заводы.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием. Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,8–1 т;
  • голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина — укороченная, сильная;
  • конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост — негустой, длинный;
  • грива — короткая;
  • масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Недостаток — тяжёлое дыхание.

Характерные черты

Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.

Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.

Першерон

Першероны — уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами. Главная цель такого скрещивания — получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы.

Першерон

  • высота в холке — 1,75 м;
  • масса — 0,8–0,9 т;
  • голова — широкая с прямым профилем;
  • шея — длинная;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает 2 м;
  • спина — удлинённая;
  • конечности — сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
  • грива — пышная, красивая;
  • масть — серая, изредка вороная;
  • характер — энергичный, добродушный, послушный, некапризный.

Достоинства:

  • отличная адаптация к любым условиям проживания;
  • крепкая иммунная система;
  • способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
  • способность выпасаться на пастбище круглый год.

Недостатки отсутствуют.

Особенности размножения и содержания

Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.

Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.

Уже доказано, что тяжеловозы способны искать и доставать траву под снегом, то есть заниматься тебеневанием.

Применение

Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

Происхождение

Фото:

Лошадь-тяжеловоз

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах.

Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей.

Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.

Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры.

Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».

Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании.

Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.

В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов.

Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером.

Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

Порода лошадей русский тяжеловоз

Лошадь русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Над её выведением и усовершенствованием трудились российские и украинские учёные, а сама селекционная работа затянулась почти на сотню лет. Порода была зарегистрирована в 1952 году. О её происхождении, характеристиках и достоинствах расскажем далее.

Лошадь русский тяжеловоз

Особенности породы

Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.

Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.

Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:

  1. Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
  2. Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
  3. Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.

Арденская лошадь

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины. Особенности экстерьера:

  • высота в холке — 1,6–1,62 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея — отличается средней длиной;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной;
  • спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности — сильные, с крепкими суставами;
  • грива — пышная;
  • масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер — покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Владимирский

Недостатки у породы не выявлены.

Важно!Тяжеловозные лошади должны работать не дольше 6–8 часов в день с часовым перерывом на отдых.

Особенности разведения

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: