Конные повозки: называем и описываем

С изобретением колеса появились колесные повозки. Впрочем, успешно использовались и бесколесные виды транспорта, например сани. Их возили волы, ослы, лошади. Такой транспорт, приводимый в движение животными, называется гужевым. История человечества знала большое разнообразие конных повозок: от колесниц древности до роскошных карет и дилижансов, а затем и конки Нового времени. По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые, по наличию колес—на колесные и бесколесные, также на закрытые и открытые.

Конные повозки

Почтовые кареты

Карета — крытая пассажирская повозка. Сначала ее кузов подвешивали просто на ремнях, с начала XVIII в. появились пружины, а в XIX в. стали использоваться рессоры. Кареты применялись и для личного пользования, и как общественный транспорт. Среди карет общественного назначения, к примеру, можно назвать дилижанс и омнибус, а самый распространенный дилижанс — почтовая карета. Она появилась в XVII в. Так, в Германии это произошло в 1650 г., и способствовал этому княжеский дом Турн-и-Таксис, еще в 1502 г. монополизировавший право на почтовую службу по всей стране. До этого времени почту перевозили конные курьеры, но в 1650 г. они пересели в почтовые кареты. Теперь можно было доставлять не только письма, но и крупные тяжелые посылки. Примерно в те же годы в Париже появились первые городские омнибусы, и они пользовались огромным спросом. Чуть позже почтовые кареты между городами стали брать пассажиров. Первые такие маршруты были открыты в 1690 г. и соединили Франкфурт-на-Майне с Нюрнбергом и Лейпцигом.

Первые почтовые кареты были неудобными и громоздкими. Позднее, когда появились рессоры, а также мягкие сиденья, поездки стали гораздо комфортнее. Кареты защищали от дождя и ветра, пыли и мороза. Такие почтовые и пассажирские экипажи назывались дилижансами, а большой дилижанс или карета со спальными местами именовались дормез.

Конные виды транспорта просуществовали до середины XIX в. и даже позже, пока их не вытеснило железнодорожное сообщение. А в городах конки — конные трамваи, ходившие по рельсам, — перевозили людей до начала XX в.

Частный экипаж

Необходимые материалы и их количество

Перед тем, как начать делать телегу, нужно иметь такие материалы и инструменты:

  • Инструмент для сварочных работ,
  • Деревянные доски,
  • Трубы или металлический профиль,
  • Сваренная рама и металлические колеса,
  • Молоток,
  • Гвозди,
  • Чертежи повозки,
  • Инструмент для работы с деревом.

Количество материала будет зависеть от размера телеги, ее предназначения и вида. Чаще всего, повозку делают их дерева. Ширина телеги должна быть 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота повозки подгоняется под метр, но нужно учитывать размер лошади и предназначение повозки.

Другие повозки

Кроме карет существовало множество других конных экипажей. Например, кибитка, которой называли полукрытую, с отверстием спереди, летнюю или зимнюю повозку. Кибитка служила не только транспортом, но и жилищем для кочевых народов. Коляска представляла собой легкую, на одно или несколько мест, повозку с открытым верхом. Коляску со складным верхом называли ландо. Кабриолет — это легкая двухколесная пассажирская повозка со складывающейся крышей. Четырехколесную повозку без кузова, переднюю и заднюю части которой соединяли продольные брусья (дроги), так и называли — дрогами. Длинные дроги имели название долгушки, а легкая четырехколесная открытая повозка называлась дрожками. Извозчичьи дрожки носили название пролетка. В общем, экипажей типа дрожек было немало, например линейка, в которой люди размещались спиной друг к другу. Эти предшественники автомобилей уступили место машинам, оставшись задействованными лишь в различных реконструкциях, туристических услугах и, конечно, на съемочных площадках.

Крытая повозка

Коляска, предназначенная для обслуживания туристов

Поделиться ссылкой

Андрец (одр, одрец, искажен. ондрец) (костромское, вятское) – одноколка с волоками (жердями, которые сзади тащатся), для таски снопов, сена; сноповозка,

Баруш – разновидность коляски.

Беда, брыкушка – местное название двуколки.

Бендюги – на юге России – простые сани, для возки соломы, навоза и пр.

Берлина – дорожная коляска.

Бестарка – Повозка с кузовом в виде ящика, позволяющим перевозить сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.), а также собственно такой кузов.

Бидарка – безрессорный двухколесный экипаж, распространенный в южных областях.

Брек (англ. break) – английский четырехколесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя прдольными скамейкаи для пассажиров.

Брик – название почтовых крытых, тяжелых, многоместных повозок.

Брогэм (англ. broudham) – двухместная карета, запрягаемая одной лошадью.

Болок (болк, волок, волочек, Волчек (от оболокать)) – зимняя повозка, открытые сани с верхом или кибитка; дорожные сани с болочком, верхом, будкой, беседкой.

Виз-а-виз – сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против.

Волочки – то же, что и дрожки (московское).

Вородун – местное (тульское) название двуколки.

Гиг – (англ. Gig), двухколесный экипаж на одну лошадь с сиденьем для слуги сзади.

Гитара – разновидность пролетки.

Дербистка – качалка с рессорой, легче рабочей качалки, но достаточно прочна и устойчива. Применяется для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке.

Догкарт – легкий одноосный или двухосный экипаж с однолошадной или парной запряжкой, имеет одно сиденье.

Дормез (франц.) – дорожная карета, в которой можно лежать вытянувшись.

Драбина (от малоросийского «лестница»), драбы, дрябы – большая решетчатая телега, для возки снопов, сена.

Долгушка, долгуша – местное (Сибирь) название тарантаса.

Зыбуша – местное (Сибирь) название тарантаса.

Калеша – разновидность коляски.

Каруца – арба, телега, повозка (новороссийское, молдавское); бессарабское – почтовая телега.

Качалка – двухколесный экипаж на пневматических шинах, используется на бегах и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани.

Качалка рабочая (тренировочная) – устойчивее прочих качалок, имеет массу вместе с подушкой до 40 кг. и создает более высокое тяговое сопротивление, что развивает мускулатуру рысака. В обиходе часто называется моторной, так как имеет колеса, сходные с мотоциклетными.

Качалка призовая – имеет массу 15-20 кг и более низкую посадку чем рабочие качалки, применяется для езды на приз.

Кошвы – длинная телега дня возки снопов (в Московской обл).

Кошева – розвальни (сибирское), широкие, глубокие пошевни.

Купе – закрытый двухместный экипаж, имеющий одно пассажирское сиденье.

Кэб (англ. cab., сокр. от cabriolet) – английский наемный экипаж для езды по городу. Закрытый двухместный двухколесный экипаж. Характерной особенностью кэба является расположение козел сзади-сверху.

Лайбы – местное (архангельское) название простых крестьянских саней, дровней.

Ландолет (фр. landaulet) – облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.

Лемега (лемеги) местное (псковское) – роспуски, дровни, дроги, ломовая телега.

Линейка – первый вид городского общественного транспорта в Москве. Учрежден в сентябре 1847. Летние и зимние экипажи для 6–10 пассажиров с сиденьями по бокам (лицом к тротуару) были крытыми [летние – с колесами и рессорами, зимние («общественные сани») – с полозьями]. В линейку запрягали 2 или 3 лошадей, в каждой линейке были кучер и кондуктор. Городские линейки курсировали от центра Москвы до застав Камер-Коллежского вала. Первая стоянка линеек была на Красной площади, затем перенесена к Ильинским воротам. В летнее время маршруты линейки продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного бора и использовались для загородных прогулок. С 1870-х гг. линейки стали вытесняться конками.

Лира – качалка-рекордистка, наиболее легкая из качалок, езда на ней позволяет иногда при равных условиях улучшить резвость.

Нетычанка (польск.) – одноколка с плетеным кузовем.

Одр, одер – старинное местное название различных повозок – двуколок, дрог или больших телег с высокими бортами в виде положенных на бок лестниц для перевозки снопов и т.д. Иногда под одром подразумевали кузов телеги без дрог.

Подсанки – род больших салазок, которые подвязываются позади дровней при возке бревен, досок.

Полозный прибор – приспособление для испытания лошадей тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество полозного прибора перед иными повозками состоит в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции.

Полок – четырехколесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы.

Пошевни – широкие крестьянские сани, обшитые лубом или тесом.

Ратка – чухонская одноколка; опрокидной кузов на дрогах, для возки и ссыпки земли, удобренья, нечистот и прочего.

Роспуск(и) – прицеп для перевозки длинномерных грузов (бревна, доски и т.п.), соединяемый с передком при помощи самого груза. Состоит из рамы, скрепленной посредством подвески с осью колес, и коника (опорного бруса с откидными стойками, удерживающими груз). Шкворневое соединение позволяет конику поворачиваться относительно рамы.

Рошпанка (вост.-сиб.) – телега на долгих, зыбких дрогах, или простой тарантас.

Сбежки, сбежечки – маленькие санки, дровнями, либо обшитые, на которых ямщики возвращаются с обратными лошадьми (нижегородское).

Сулка (англ. sulky) – старое название бегового экипажа – качалки.

Тащилка (тащилки) – в архангельской, вологодской губерниях сани, дровни, салазки, волокушки на жердях, на которых ездят летом по болотам.

Тобогган, таббоган, тобоган (слово алгонкинского происхождения) – бесполозные сани, распространенные среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3–4 м и шириной 30–40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок тобоггана загнут, вместо бортов натянута шкура или береста. Поводками служат два длинных ремня. Запрягались не лошади, а собаки. Тобогган применяют и современные охотники лесной зоны Канады.

Травуа – волокуша индейцев центральной Северной Америки. Основой травуа служили две перекрещенные верхними концами жерди, закреплявшиеся на спине лошади, а до появления лошадей – собаки.

Ход – оси с колесами и дрогами или полозья, весь низ у повозок кроме кузова.

Эгоистка – одноместная пролетка.

Телега в сонниках

Бывает, что людям сниться телега. Сонники по-разному истолкуют такой сон. Например, современный сонник говорит, что телега символизирует перемены в жизни. Если телега позади, значит, вы с ними успешно справитесь, если же вы сидите на телеге не устойчиво значит, они вас сломают.

На самом деле, если человек верит соннику значит, он программирует себя на то, что говорит сонник и не пытается сам строить свою жизнь, а подкатывает ее под разные книги. Сонники создали люди, поэтому не нужно верить всему, что они говорят.

Возможно ли самому сделать телегу для лошади?

Так как телега – это необходимое средство для передвижения или для того, чтобы перевозить грузы, ее наличие в хозяйстве облегчит жизнь хозяев. Сделать телегу своими руками реально, но для этого нужно иметь все материалы.

Узнайте у специалистов о нюансах строения телеги и приступайте к работе. Если вы сделали телегу, тогда освойте виды запряжек, чтобы не вредить животному и самому комфортно передвигаться. Важно не ставить лошадь впереди телеги, если вы ее еще не запрягли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: